Трехмерное измерение Сергея Кузнецова

У Строгановского острова разноликие голоса. Здесь даже тишина имеет звуки – взмаха крыльев птиц, шагов по снегу, шелеста листьев и плеска камских волн, когда ветер играет с ними. Не так давно здесь появились новые голоса. Зазвучала музыкой камней Пыскорская мельница. Появилась она поздней осенью. Теперь почти все, кто здесь бывает, крутят ее тяжелое колесо, разнося по округе глухой хор речной гальки, сокрытой в его деревянном чреве.

А тут колокольный звон донесся из Палат. Сначала нежный, потом мощный, пробуждающий очнуться от долгой зимы. В северных залах Палат Строгановых установили звонницу из пяти колоколов. В 2006 году глава района Геннадий Петрович Шехматов заказал в Каменск-Уральске сразу несколько колоколов для Николаевского храма, Детской школы искусств и историко-архитектурного музея. Предварительно провели серьезную работу, чтобы определить гармоничное вхождение колоколов в природно-архитектурный ландшафт местности и тех площадок, для которых они предназначались. Консультантами выступили Виктор Цыпуштанов и Виктор Гербергаген, верно определив архитектонику будущих звонниц. Колокола стали предвестниками зародившегося на усольской земле и получившего статус Международного фестиваля колокольных звонов России.

Остров стал своего рода зеркалом, глядя в которое можно увидеть, какими мы будем в глазах своих потомков. Каждый сам выбирает свою миссию – разрушать или создавать, помогать тем, кто восстанавливает или равнодушно наблюдать, как медленно уходят в небытие памятники и приходят в запустение некогда благоухавшие усадьбы.

Сергей Кузнецов несколько лет назад впервые пришел на Строгановский остров выполнять вполне конкретную, и, казалось бы, совсем не творческую работу. Проводил отопление в музее. Довольно сложный процесс, если учитывать все архитектурные и технические особенности здания начала 18 века.

Вот так пришел несколько лет назад, и теперь уже остров стал в его жизни чем-то очень важным. Остров обладает какой-то удивительной силой. Притягивает тех, кто ему нужен. В ком чувствует необходимость и желание сохранить все его богатства.

Высокопрофессиональный сварщик, сын пыскорского кузнеца Александра Григорьевича, Сергей Александрович Кузнецов ко всему подходит обстоятельно. Вот то самое колесо Пыскорской мельницы закрутилось тоже благодаря ему.

– Я только воплотил идею. Оно было предназначено для Пыскора, как памятный знак на месте бывшего медеплавильного завода, но там бы оно потерялось, – говорит он. – А здесь мельница более востребована. Ее видят тысячи людей. Дети радуются.

В августе он вместе со скульпторами из Москвы участвовал в симпозиуме, который больше напоминал творческую мастерскую под открытым небом при шквальном ветре и дожде. На береговой части авторы рождали свои мечты, облекая их в телесные формы из дерева и металла. Московские скульпторы Илья Гуреев и Александр Ворохоб тогда сказали про усольского сварщика, что работать с ним – одно удовольствие, что и в столице такого высокого уровня мастеров трудно найти.

Сергей похвалу воспринимает сдержанно. Любое свое новое дело рассматривает как полезный опыт, который всегда пригодится. С ребятами из Москвы ему работалось легко. Понимали друг друга с полуслова.

Есть у него свой принцип в работе, своего рода кредо, которому всегда верен: никакой спешки. Его профессия любит точность. Даже если директор музея, с которым создают совместные проекты, где один в роли идейного вдохновителя, второй – воплотитель, начинает торопить, Сергей умеет найти аргумент в свою пользу – не торопиться с результатом. Но если уже сделает, то так, что к качеству работы не придерешься ни с какого боку.

– Я считаю, что на свой объект, который делаешь, нужно смотреть, представляя его в трехмерном изображении. Ориентироваться на все плоскости. Почувствовать его в пространстве со всех сторон. Очень важно не просто видеть, а чувствовать то, что создаешь.

Любовь к тому, что делаешь, точное представление о том, что делаешь и для чего это нужно – вот три основных качества в работе Сергея Кузнецова. Его трехмерное измерение своего труда. Так у него было и со звонницей. Он тоже ее почувствовал. Смотрел. Прислушивался.

– Когда в руки пустотелую трубу брал для сварки, что-то с ней делал, гнул ее, а она звук издавала, ловил себя на мысли, созвучен ли он будет со звоном колокола? Смотрел, как сочетается по звуку. Получалось, что даже и труба запела. Звонницу в отличие от пыскорского колеса я чувствовал как живой организм.

Хороший мастер отличается от посредственного умением схватить мысль. Она только еще витает в облаках, эфемерна, воздушна, а он уже видит, как может заставить ее заиграть в нужном пространстве.

– Я привык делать так, чтобы оставаться довольным своей работой. Не знаю, как это объяснить, но работать на Строгановском острове очень хочется. Испытываешь к работе такое влечение! Никто над тобой не стоит. Это труд, который в радость. Видеть, как возрождается что-то хорошее, в том числе и благодаря твоим рукам, очень важно. С юности помню фильм Говорухина «Так жить нельзя», где показывали как раз наш остров. Каким он был? Как здесь все было разрушено, запущено? И каким становится! Отдыхаешь здесь душой.

Звонница, на которой пять колоколов, как символ Фестиваля колокольных звонов и как первый весомый экспонат для будущей выставки доктора наук А. Глушецкого, которая откроется в начале мая в одном из северных залов Палат и будет предшествовать научной конференции «Традиционная музыкальная культура Строгановской вотчины».

Московский профессор Андрей Глушецкий более полувека занимается собиранием предметов колокольного искусства по всему миру. Личная коллекция насчитывает более 4 000 единиц. В ней представлены разнообразные колокольчики более чем из 50 стран. Персональные выставки предметов из коллекции А. Глушецкого проходили в Государственном историческом музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Фонде народных художественных промыслов РФ.

25 апреля сотрудники музея готовятся открыть выставку в Палатах Строгановых.

У звонницы есть еще одно волшебное свойство. Говорят, что молодожены, позвонившие в колокола, всю жизнь будут жить в любви и согласии. А весна и лето время свадеб. И звонница уже сияющая ждет влюбленных…

Елена ВЛАДИМИРОВА