В тандеме с красотой и историей

Говорят, что осень время тишины и созерцания. Насчет тишины – не знаем. А вот созерцания удивительного и прекрасного Палаты Строгановых представляют своим зрителям в разных тонах, оттенках и стилях. До середины декабря здесь открыты уникальные выставки.

Сейчас завершается монтаж 6-метровых храмовых икон Ярославля, Великого Новгорода, Пскова. По словам директора музея Станислава Хоробрых, проект полностью профинансирован Санкт-Петербургским государственным академическим институтом живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств и будет иметь свое продолжение в 2018 году. Обе стороны договорились о выставке фресок Казанской церкви 1694 года, построенной на средства Георгия Дмитриевича Строганова.

Храмовая икона из града Пскова

Выставочный проект «Следуя вековой традиции» представляет храмовые иконы – работы выпускников Мастерской церковно-исторической живописи. Псковская школа иконописи – лаконичная и строгая, является образцом стиля безупречного церковного искусства, заложенного старыми мастерами, без малейшего оттенка творческого индивидуализма. Не запечатлеть – значит потерять предметы церковного художественного искусства, которые сохранились в уцелевших храмах и алтарях, как потеряли сотни, тысячи предметов иконно- и стенописи. Они рассыпались в прах.

Еще в 1761 году русский просветитель, академик М. В. Ломоносов обозначил задачу тщательного копирования древнерусской стенописи. Благодаря этому сохранились уникальные памятники фресковой живописи. В 1993 году в Санкт-Петербургском академическом институте живописи им. И. Е. Репина, в учреждении которого участвовал Ломоносов, открывается мастерская церковно-исторической живописи под руководством профессора А. К. Крылова, ориентированная на полное соответствие традициям. И один из главных принципов – копирование на основе тончайшего исполнительского мастерства. Работы выпускников этой мастерской сегодня украшают православные храмы России. Студенты проходят обязательную копийную практику в Русском музее и Эрмитаже.

Возвращение Строгановых

В исторических документах есть план садового и паркового убранства территории дома Строгановых. Специалисты Строгановской школы по сей день имеют статус профессионалов высочайшего уровня и тончайшего вкуса. В их проектах учтено все до мельчайших деталей: какой порой солнце ярче светит и с какой стороны ветер сильнее дует. Прописано, где и что должно расти, где быть скамейкам, где фонарям и фонтанам. Все с учетом географических, природных и климатических особенностей обустраиваемой территории.

Прошлым летом благодаря этому родился еще один проект – его авторами стали Станислав Хоробрых, директор музея, и Юрий Устинов, скульптор. Его идея заключается в том, чтобы установить бюсты господ Строгановых на аллеях парковой зоны. Пока в гипсовом воплощении был представлен только архитектор А. Н. Воронихин. И вот теперь вся плеяда имен, сошедшая с копий картин, материализовалась в скульптурных бюстах пока в одном из залов Палат.

Участниками архитектурной школы, которая традиционно проходит летом на территории исторического комплекса, подготовлены уже и проекты установки, и размещения Строгановых.

Скорее всего, будущий дизайн господской усадьбы будет иметь образ собранный – как ожерелье из жемчужин, лучших предложений мастеров девятнадцатого века и юных архитекторов века нынешнего, которые заиграют новыми красками в ландшафте архитектурно-исторического ансамбля.

Елена КОНОСОВА