Тема не закрыта

Управление многоквартирными домами, их ремонт и содержание остается для Усолья открытой темой.
С августа на коммунальный рынок города вошла новая компания – ООО «Комфорт-Закамск». Но ее руководство до недавнего времени ни разу не встретилось с жителями многоквартирных домов (МКД) и не выслушало их предложения и претензии. Мало того, даже не знакомо с коммунальной спецификой города, что у большинства домов не центральная канализация, а выгребные ямы, многие водоводы сделаны самими жильцами, нет мусоропроводов и лифтов, часть квартир на индивидуальном отоплении и большинству домов требуется срочный ремонт. По многочисленным обращениям горожан заведующий Усольским территориальным отделом администрации г. Березники Андрей Богатырев инициировал рабочую встречу с руководством компании. Оживленная дискуссия со старшими многоквартирных домов, инициативными группами и жильцами затронула вопросы стоимости коммунальных услуг, перечня работ и особенностей усольских многоквартирных домов.
За последние годы сменилось несколько управляющих компаний, но золотой середины между размерами платежей и выполнением обязанностей коммунальщиками так и не было найдено. Управляющие компании (УК) не устраивали размеры платежей, а у владельцев квартир со временем возникал вопрос: куда уходят деньги? Последняя компания, давно хлопнув дверью после ряда скандалов с собственниками жилья, до сих пор, не стесняясь, взыскивает долги за обещанные работы.
На сегодняшний день в городе работает еще одна компания – ООО «Наш город», но она обслуживает лишь один дом № 9 по улице Первомайская. 22 дома в «Ясной поляне» и «Стрижах» создали товарищества собственников жилья, а 25 многоквартирных домов в городе оставались в непосредственном управлении.
При непосредственном управлении домом проводится общее собрание жильцов, выбирается старший дома, напрямую заключаются договоры со снабжающими организациями. Но самоуправление имеет и свои нюансы. В случае какой-либо аварии жильцы за все в ответе. И это не единственный аспект, самое главное – дом должен быть одним дружным коллективом с авторитетным управдомом. У нас же подобные примеры скорее исключение, чем правило. Старшие домов не могут собрать деньги за ту же откачку выгребных ям, уборку прилегающей территории и подъездов, не говоря о ремонте и содержании общедомового имущества, порой требующего не десятки, а сотни тысяч рублей. При непосредственном управлении нужно понимать, в каком техническом состоянии находится дом, учитывая ветхость большинства жилфонда города и продолжающееся разрушение из-за пресловутых выгребных ям, в какие суммы может вылиться его дальнейшее содержание?
Кажется, что для малоэтажного Усолья непосредственное управление – один из самых удачных вариантов, так как на него могут претендовать только дома, в которых не более 16 квартир. Но далеко не у всех это получается.
Еще один юридический момент. Жители одного из МКД на непосредственном управлении не могут добиться признания их дома аварийным. В отказах так и звучит – были бы под УК, дело другое, а раз на непосредственном управлении – извините, это ваше личное горе. Получается, множество юридических тонкостей тоже нужно предусмотреть и учесть.
Зачастую сами УК подталкивают жильцов на непосредственное управление (НП), не говоря им о многочисленных нюансах, хотя и обязаны это делать. При НП эта же управляющая компания предлагает заключить с ней не договор управления, как ранее, а договор подряда. И теперь отношения с этой УК будут регулироваться не жилищным, а уже гражданским кодексом. Став подрядчиком по обслуживанию МКД и, сложив с себя статус управляющей организации, обслуживающая контора уже не будет нести прежних обязательств перед жителями за состояние общего имущества – подъездов, подвалов, чердаков, крыш, внутридомовых сетей и оборудования. Она будет только выполнять конкретные заявки жителей. Ее дело – устранить, когда уже что-то случилось, сломалось, рухнуло и протекло, а все остальное уже заботы и убытки на жителях.
Существует еще один вариант управления МКД, предусмотренный Жилищным кодексом РФ. Если объединиться несколькими домами, чтобы было до 50 квартир, можно создать ТСЖ, и такие примеры в Усолье тоже есть. Товарищество собственников жилья более серьезная структура со своими сметами, председателем, бухгалтерскими договорами и многим другим, а главное – это уже юридическое лицо.
Если же жильцами не выбран ни один из двух выше перечисленных способов управления, муниципалитет проводит аукцион по выбору УК. Победив в аукционе, ООО «Комфорт-Закамск» в августе 2019 года и зашло на обслуживание 27 усольских многоквартирных домов. Но стоит пояснить, 8 из этих домов были признаны аварийными и уже расселены. В 2020 году будет расселено еще 10 домов, в итоге под управлением «Комфорта» останется всего 9 МКД. Но и они требуют индивидуального подхода и исполнения взятых на себя УК обязанностей.
У жильцов накопилось много вопросов. Поэтому диалог с управляющим этой компанией Кириллом Шачковым был насыщенным. Горожане сетовали на ненадлежащее исполнение обязательств, напомнив, что с трудом прошла подготовка к зиме: была задержка по домам № 11 и 13 по ул. Радищева.
К руководителя «Энергоресурса» Вячеславу Швареву был тоже ряд вопросов по начислению оплаты за отопление. Один из них, почему в домах, где установлены счетчики, идет начисление по тарифу. Вячеслав Владимирович активно подключился к диалогу и ответил на вопросы.
По итогам встречи управляющей компании предложили направлять своего представителя в Усольский территориальный отдел, чтобы он мог принять усольчан по вопросам МКД. Представителей «Комфорт-Закамск» пригласили осмотреть все многоквартирные дома и определиться с приоритетными направлениями в работе. И так как одной из самых обсуждаемых была тема размера коммунальных платежей и некорректных договоров, УК попросили вновь изучить каждый дом индивидуально и убрать пункты по обслуживанию лифтов и мусоропроводов. А в завершении встречи обсудили не маловажную для Усолья тему по вывозу жидких бытовых отходов, как это все систематизировать и какой график составить.

Варвара ГОНЧАРОВА, Надежда МУРАВЬЕВА, жительницы дома по ул. Первомайская, 5: К сожалению, тенденция не веселая. Все управляющие компании ограничивались сбором платежей, а большинство общедомовых работ выполняли сами квартиросъемщики. Диалог, конечно, состоялся, но услышали лишь обещания, и делать какие-либо выводы рано. Более месяца пытаемся найти общий язык с представителями этой компании, но они приступили к исполнению своих обязанностей только на бумаге. Даже не можем дозвониться до их офиса. Огорчило, что руководители управляющей компании не в курсе обстановки с коммунальными домами в Усолье. Тем не менее, все наши замечания были приняты. Будем надеяться на какие-то изменения.