Двунадесятые праздники – двенадцать важнейших (после Пасхи) годовых церковных праздников, связанных с Евангельской историей и историей Церкви.
Определение «двунадесятые» происходит от славянского количественного числительного «двунадесять» – «двенадцать».
Первый уровень классификации внутри этих праздников – по принадлежности к одному из двух годовых циклов христианского календаря. Девять из 12 праздников называются «неподвижными» («непереходящими»), потому что фиксированы лишь по числам месяца вне зависимости от дня недели: Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября), Воздвижение Креста Господня (27 сентября), Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), Рождество Христово (7 января), Богоявление, или Крещение Господне (19 января), Сретение Господне (15 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), Преображение Господне (19 августа) и Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).
Три других праздника именуются «подвижными» («переходящими»): Вход Господень в Иерусалим (совершается в воскресенье, предшествующее Пасхе), Вознесение Господне (40-й день от Пасхи, всегда в четверг) и День Святой Троицы (50-й день от Пасхи, всегда в воскресенье).
Второй уровень классификации двунадесятых праздников – по доминирующему содержанию. Праздники, посвященные Господу нашему Иисусу Христу, называются господскими, а посвященные Пресвятой Богородице – богородичными. При этом праздник Сретения Господня и праздник Благовещения имеют в современном русском Уставе двойственный, господско-богородичный статус. Богослужебные тексты неподвижных двунадесятых праздников помещены в Минее; подвижных – в Триоди; а также в отдельных изданиях. Вечером накануне двунадесятых праздников всегда служится торжественное всенощное бдение.