Когда заходишь в любой православный храм, на переднем плане сразу можно увидеть святая святых – алтарь, который является образом Царства Небесного. В алтаре расположена главная его святыня – освященный стол, называемый Престолом, на нем священник совершает свое величайшее таинство, когда происходит превращение хлеба в Плоть и вина в Кровь Христову.
Алтарь отделяется от остального храма иконостасом. Разбираясь с вопросом, что такое иконостас, нужно отметить, что он представляет собой специальную отделяющую перегородку, с размещенными на ней иконами с ликами святых. Иконостас как бы соединяет мир небесный с миром земным. Если алтарь – мир горний, то иконостас – мир земной.
Русский православный иконостас содержит пять высоких рядов – ярусов. Самый первый ряд называется праотеческим, он самый верхний, на нем изображены праведники и праотцы Святой Церкви (Авраам, Исаак, Иаков и др.) от первого человека Адама до ветхозаветного пророка Моисея. В центре ряда всегда устанавливается образ «Ветхозаветной Троицы». Иконостас непременно венчается Крестом, как вершиной Божественной любви к падшему миру, отдавшей Сына Божия в жертву за грехи человечества.
Второй ряд имеет название пророческий, поэтому здесь изображаются пророки, которые возвещали о Богородице и о рождении Иисуса Христа. В центре находится икона Богородицы «Знамение».
Третий ярус называется «деисисом» – от греч. «моление» и обозначает моление всей Церкви Христу. Центральным образом этого ряда является Господь Вседержитель (икона «Спас в силах»), изображенный во всей Своей Силе и Славе. Он, как грозный Судия всего созданного Им мира, восседает в золотых одеждах на царском престоле на фоне красного ромба (мир невидимый), зеленого овала (мир духовный) и красного же квадрата с вытянутыми краями (мир земной), которые вместе символизируют всю полноту мироздания.
К Спасителю в позах молитвенного предстояния обращены фигуры пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (справа), Пресвятой Богородицы (слева) и других святых. Фигуры святых изображены в полоборота к молящимся, чтобы показать, что во время богослужения святые сопредстоят нам перед Богом, являются перед Ним сомолитвенниками в наших нуждах, о которых мы просим их.
В четвертом праздничном ряду рассказаны события Нового Завета, берущие начало с рождества Самой Богородицы.
И самый нижний, пятый, ряд иконостаса называется «местный ряд», по центру его находятся Царские врата, над которыми обязательно помещается икона «Тайная вечеря», и на самих вратах – икона «Благовещение» (где Архангел Гавриил сообщает благую весть Святой Деве), а по обе стороны от врат – иконы Спасителя и Богородицы.
Еще нужно обратить внимание на то, что по обе стороны от Царских врат находятся одностворчатые небольшие двери, они называются дьяконскими. Если храм небольшой, то эта дверь может делаться только с одной стороны.