Куда обращаться в случае бездействия управляющей компании?

Собственники помещений в многоквартирном доме (МКД) самостоятельно выбирают способ управления этим домом. Одним из способов является управление домом управляющей организацией, действующей на основании лицензии. При этом управление должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, решение вопросов пользования общим имуществом и надлежащее его содержание, а также предоставление коммунальных услуг (ст. 161 ЖК РФ).

Однако не всегда управляющая организация надлежащим образом выполняет обязанности, в этой связи возникает необходимость принятия собственниками соответствующих мер.

Так, в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей или бездействия управляющей организации, собственники вправе обратиться в соответствующие органы и организации (к должностным лицам).

В аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации

Если вам стали известны недостатки содержания общего имущества в МКД и прилегающей к дому территории или предоставления коммунальных услуг, обратитесь в аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации и подайте заявку об устранении выявленных недостатков.

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.

При этом вы обязаны сообщить свои фамилию, имя и отчество (далее – ФИО), точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить вам сведения о лице, принявшем сообщение (ФИО), номер, за которым зарегистрировано ваше сообщение, и время его регистрации.

К руководителю управляющей организации

В случае неудовлетворения ваших требований, указанных в заявке на устранение выявленных недостатков, обратитесь с жалобой к руководителю управляющей организации. В жалобе укажите фактические обстоятельства дела и потребуйте проконтролировать устранение выявленных недостатков.

Желательно составить жалобу в двух экземплярах. Один экземпляр передается представителю управляющей организации, второй экземпляр с отметкой о принятии жалобы оставить себе.

В органы государственного жилищного надзора, муниципального или общественного жилищного контроля и Роспотребнадзор

Если управляющая организация не выполняет надлежащим образом обязанности, предусмотренные договором, вы вправе обратиться в органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля или общественного жилищного контроля с жалобой о проведении проверки надлежащего соблюдения управляющей компанией требований к содержанию общего имущества МКД и придомовой территории либо предоставления коммунальных услуг.

В жалобе нужно указать наименование организации, в которую обращаетесь, либо ФИО соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои ФИО и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. Кроме того, в жалобе необходимо изложить суть обращения, поставить личную подпись и дату. При необходимости в подтверждение своих доводов приложите к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, муниципальный жилищный контроль – уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 2, 2.1 ст. 20 ЖК РФ).

Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль.

Общественный жилищный контроль могут осуществлять общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы МКД и другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством РФ (ч. 8 ст. 20 ЖК РФ).

Вы также вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. При этом необходимо учитывать, что, начиная с 01.01.2017, проведение Роспотребнадзором внеплановой проверки управляющей компании по вашему обращению возможно при условии, что вы предварительно обращались с претензией непосредственно в компанию и вам не ответили или не удовлетворили ваши требования. На сайте Роспотребнадзора размещена форма для онлайн-обращений граждан РФ.

Управляющая организация может быть привлечена к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых помещений и санитарно-эпидемиологических требований к их эксплуатации, а также нормативов обеспечения коммунальными услугами. Если в течение года управляющая организация получает по одному дому два и более административных наказания, назначенных судом за ненадлежащее исполнение предписания, ее лишают права управления таким домом (ч. 2 ст. 14.1.3, ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ; ч. 5, 5.1, 6 ст. 198 ЖК РФ).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного само-управления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

По итогам рассмотрения жалоб, при наличии оснований уполномоченные органы принимают меры по устранению выявленных нарушений, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к административной ответственности.

В прокуратуру
В ряде случаев вы вправе обратиться в органы прокуратуры с целью осуществления надзора за исполнением законов и соблюдением прав граждан (ст. ст. 21, 26 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).
При этом необходимо учесть, что в соответствии с действующим законодательством, органы прокуратуры не подменяют иные контрольно-надзорные органы. Как правило, обращение в органы прокуратуры направляется, когда вас не удовлетворил ответ, поступивший из контрольно-надзорных органов, органов местного самоуправления, либо вы вообще не получили ответ на свое обращение, или оно рассмотрено свыше 30-дневного срока.

В суд
В случае неудовлетворения управляющей компанией ваших требований вы вправе обратиться в суд (п. 42 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491; ст. 12 ГК РФ). В зависимости от обстоятельств дела вы вправе просить суд обязать управляющую компанию устранить недостатки, связанные с обслуживанием дома, или возместить убытки, причиненные вам в связи с ненадлежащим исполнением управляющей компанией своих обязательств.

Людмила КРАСИЛЬНИКОВА
помощник прокурора района