С 1 сентября 2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС ОВЗ и УО).
ФГОС ОВЗ и УО – совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Они применяются только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам после 1 сентября 2016 года. Остальные учащиеся, перешедшие на обучение по этой программе до 1 сентября 2016 года, продолжают обучение по старым образовательным программам до завершения обучения.
Освоение обучающимися АООП предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и развития жизненной компетенции.
К личностным результатам относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
5) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
8) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
10) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
11) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Для оценки результатов развития жизненной компетенции ребенка используется метод экспертной группы. Она объединяет представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребенком, включая членов его семьи.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. В условиях современной школы наиболее важно привлекать членов семьи ребенка к организации воспитательного процесса в различных формах, организовать социальную работу на должном уровне.
Учиться с желанием
В Усольском районе МКОУ «Пыскорская школа-интернат для детей с ОВЗ» является территорией, на которой созданы условия для получения учащимися с умственной отсталостью образовательных и личностных результатов, соответствующих требованиям нового стандарта.
В школе мы учитываем способности и возможности каждого ребенка, создаем комфортную, развивающую среду, которая способствует получению образования. Каждый педагог вкладывает в детей частичку себя, стараясь развить в нем сохранные процессы. Творчество, профессионализм, желание дать как можно больше ребенку и научить всему тому, что пригодится в жизни – вот то, что движет педагогами нашей школы.
Мы любим своих воспитанников такими, какие они есть – с их взрывными характерами, частой сменой настроения. Индивидуальный подход к каждому – вот основа нашей педагогической деятельности.
Сегодня не редкость, когда дети с ограниченными возможностями здоровья появляются в благополучной семье. Не пугайтесь – это не приговор! Это лишь больше внимания к своему ребенку, правильно выбранный образовательный маршрут, совместная деятельность родителей и образовательного учреждения.
Дети принимаются в школу только по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. На комиссии, после тщательного обследования ребенка всеми специалистами: психоневрологом, дефектологом, логопедом, социальным работником, дается заключение, которое носит рекомендательный характер. Последнее слово остается за родителями и опекунами. Именно им предстоит определить образовательный маршрут и будущее своего ребенка. Зачастую родители не знают, что делать; зачастую, категорически против того, чтоб ребенок обучался в коррекционной школе.
Уважаемые родители! Подумайте, когда ваше сердце спокойно: когда ребенок не может освоить программу средней школы и каждый день нервничает или «отлынивает» от уроков, или когда он успешен и приходит из школы с положительными оценками и хорошим настроением?!
«У каждого ребенка есть право на детство. Взрослым нельзя забывать, что в жизни каждого человека детство случается только один раз. А детство – это радость!»
http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/ – сайт поддержки введения ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Галина МЯСНИКОВА, и.о. директора