Призвание и признание

Ирина Романовна Майер, учитель математики первой усольской школы, без преувеличения может сказать, что почти за 35 лет педагогического стажа обучила своему предмету – научной дисциплине о пространственных формах и количественных отношениях действительного мира – практически половину Усолья. Она помнит всех своих учеников: и лентяев, и отличников… При встрече учитель общается с каждым своим воспитанником: радуется жизненным успехам и огорчается неудачам, ненавязчиво наставляя на путь истинный. Она из тех, кто может пожурить, пожалеть и похвалить. В этом и заключается талант настоящего педагога.

Впрочем, сама не видит в этом ничего необычного. Таковы ее жизненные устои и правила, передаваемые в семье из поколения в поколение. Она из старинного усольского рода Лепихиных, гордившегося тем, что они, как и их предки, всегда были людьми государевыми, чтившими и уважающими свое дело, честно исполняя его на благо Родины. Вот в таких, устоявшихся семейных традициях, семья Лепихиных во все времена воспитывала детей.

Ирина МАЙЕР, учитель математики УСОШ № 1: От Лепихиных мне досталось стремление всем помочь, создавать что-то новое, интересное, развлекательное. От моего отца Романа Майер – любовь к математике. Он не стал учителем. Репрессированному немцу не позволили дальше учиться после окончания семилетки. А он был так увлечен математикой, что продолжал изучать этот предмет самостоятельно. Всем ребятам в округе, независимо от школьного возраста, помогал решать любые задачки и примеры. Профессию педагога выбрали и мои тетки – Галина и Лина. Одна из них заслуженный учитель России. И дед мой, Петр Лепихин, тоже был учителем – преподавателем уроков труда в усольском детском доме.

Ирина Романовна окончила усольскую школу № 2 в 1979 году. В юности она мечтала стать артисткой. И поехала поступать в Пермский институт культуры на режиссерский факультет. Но перед летней Олимпиадой 1980 года в Москве в этот вуз ринулся такой огромный наплыв абитуриентов из центральных городов Советского Союза, в том числе и «столичных штучек», что юная выпускница районной школы побоялась, что не сможет конкурировать с ними.

К сожалению, часто бывает, когда большой страх заставляет остановиться «маленького» человека, хотя это только ему самому так кажется, перед «большими» препятствиями. Это стало ей уроком на всю жизнь. Он же научил ее учить правде жизни своих учеников: не пасовать никогда и ни перед чем. Оценки в аттестате или дипломе не так уж важны. Важно верить в себя, в свои силы и свои знания. Время все расставляет на свои места. Можно и с высшим образованием быть безграмотным специалистом и также безграмотно руководить высококвалифицированными рабочими. Умный человек всегда досконально изучает свое дело. А если понадобится дополнительное образование, то при желании его никогда не поздно получить.

Многие ее ученики уже взрослые, дети которых учатся в вузах, начинали понимать, что стали «закисать» в профессии и получали высшее образование, вспоминая слова своего учителя: «Главное, к чему ты стремишься». Наверное, поэтому практически все ее воспитанники достигают успехов.

Потерпев фиаско в институте культуры, юная Ирина Майер не отчаялась. Она вернулась в родную школу и стала работать пионерской вожатой. Вот тут-то у нее было море творческой деятельности. Однако на следующий год снова поехала в Пермь поступать на геологический факультет классического университета. Эта профессия казалась молодым самой романтической. Вот и у Ирины с детства на слуху оставалась песня геологов: «А путь и далек, и долог, и нельзя повернуть назад. Держись, геолог, крепись, геолог, ты ветра и солнца брат».

Нашу усольскую девчонку приняли в университет на правах вольного слушателя в течение полугода. И только после посещения всех лекций состоялся бы прием. Но вскоре подружка по курсу сообщила, что объявлен дополнительный набор на факультет математики. «Ну, математика, так математика», – подумала она, вновь сдала все экзамены и ее приняли в университет бесповоротно и окончательно.

На курсе Ирина Романовна стала одной из самых заводных девчонок, уже тогда умела объединить студентов, сделать актуальными и смешными выступления агитбригады университета, критикуя недостатки как учебы студентов, так и недостатки обучения.

Она и сейчас осталась точно такой же. Флаг в ее руках всегда развивается по ветру. Она в центре внимания школьных событий, новшеств педагогики и государственной политики в отношении главной науки о воспитании.

Ирина МАЙЕР: Сегодня я нисколько не жалею, что выбрала профессию педагога. И нисколько не жалею, что вернулась работать в родную школу, хотя возникали мысли уйти на новое место работы… Но у нас сегодня такой замечательный коллектив, да и прежний был таким же… Мы столько нового придумывали и внедряли в процесс обучения, что до сих пор это является основой традиций школы. Я очень благодарна своим учителям: Марине Людвиговне Иценко, преподавателю математики, Людмиле Михайловне Скирюк, преподавателю русского языка и литературы. И, конечно же, своему классному руководителю – Ольге Владимировне Лукасевич.

А вот дочь Ольга ни за что не пошла по стопам Ирины Романовны. Сказала, что в семье и без нее достаточно педагогов. И стала медсестрой. По словам мамы, Ольга прекрасная медсестра, с душой и теплотой относится к своему делу, но из нее получился бы и хороший учитель младших классов.

Наталья КУРЕШОВА, директор МБОУ УСОШ № 1: Ирина Романовна не просто методичный, грамотный педагог с большим стажем и опытом работы. Это человек очень творческий и талантливый. Много лет работала заместителем директора по внеклассной работе. Дети ее любят за справедливость, приветливость, юмор и коммуникабельность. Да и в коллективе ее уважают за те же качества и всегда прислушиваются к ее профессиональному мнению. У нее было много выпусков. В 2016 году она выпустила одиннадцатиклассников. В этом – готовит к выпуску учеников девятого класса.

Сама же Ирина Романовна даже и счет количеству выпусков потеряла, просто считать перестала. Она очень любит свою школу, коллег и учеников. Учитель математики нисколько не жалеет, что до сих пор не расстается с ней и со своей профессией.

Ольга КОНОВАЛОВА