28 ноября в Законодательном Собрании Пермского края пройдет второе чтение проекта бюджета Прикамья на ближайшие три года. Но уже сейчас можно сказать, что в целом основные дискуссии завершены. «Во главе угла стоят человек, его здоровье и благополучие и выполнение всех социальных гарантий», – говорит о главном финансовом документе края губернатор Максим Решетников. В частности, бюджет предусматривает ударный объем инвестиций в 12 нацпроектов, которые реализуются в Прикамье и по всей России по поручению Президента России Владимира Путина, а также сохраняет свою социальную направленность. Что это означает для жителей Прикамья? Об этом наш разговор с заместителем председателя правительства Пермского края по вопросам социальной политики и здравоохранения Татьяной Абдуллиной.
Татьяна Абдуллина: «Сегодня мерами социальной поддержки могут воспользоваться 870 тысяч человек – каждый третий житель края». Фото предоставлено пресс-службой губернатора. «Усольская газета»
– Татьяна Юрьевна, социальные расходы – приоритет краевого бюджета на ближайшие три года. Более того, предусмотрены средства на индексацию мер соцподдержки и зарплат бюджетников. Как это выглядит в цифрах?
– Сегодня мерами социальной поддержки могут воспользоваться 870 тысяч человек – каждый третий житель края. При этом социальные расходы бюджета на 2020 год составят 74% от общего объема средств. В 2020 году на меры соцподдержки будет потрачено 16,8 миллиарда рублей, и это на 1,4 миллиарда больше, чем в текущем году.
В бюджете предусмотрена индексация мер социальной поддержки на 4%. В их числе все приоритетные выплаты, пособия, субсидии, компенсации, поддержка многодетных семей, выплаты при рождении ребенка, увеличение финансирования программы «Молодая семья», субсидии на проведение газификации и другие. Если говорить о конкретных цифрах, то, например, размер востребованной сегодня выплаты при рождении ребенка (касается первых и третьих рождений) в 2020 году, по прогнозам, составит 10 703 рубля. Поддержка на газификацию жилых помещений льготным категориям граждан сегодня увеличена до 50 тысяч рублей (ранее – до 40 тысяч рублей). В большем объеме будут производиться выплаты по социальному контракту семьям-участникам в рамках реализуемого федерального пилота по снижению уровня бедности. Размер поддержки одной семьи составит, например, по программе помощи в трудоустройстве до 120 тысяч рублей в год (сейчас этот размер не более 20 тысяч рублей).
Еще одна важная задача, о которой также говорил губернатор, – индексация фонда оплаты труда работников бюджетной сферы. Предполагается, что зарплата бюджетников в следующем году вырастет не менее чем на 4%. А вот насколько конкретно – зависит от отрасли и самих учреждений, их руководителей. Ведь речь идет, прежде всего, об увеличении финансирования бюджетных организаций – в том числе и для того, чтобы в них могли повысить зарплату сотрудникам. Доведенные до каждого учреждения средства будут распределяться с учетом показателей эффективности и положения об оплате труда. Кроме того, перед руководителями бюджетных организаций будет поставлена задача контролировать траты на административно-управленческий персонал и другие расходы так, чтобы максимальный объем средств шел на заработную плату основного персонала. И исполнительная власть будет это контролировать.
– Заложены ли в бюджете средства на дополнительное финансирование программы «Молодая семья»? И ожидается ли федеральная поддержка?
– Впервые в 2020 году на реализацию программы «Молодая семья» будет направлено свыше 1 миллиарда рублей, из которых 385 миллионов – из федерального бюджета. Такой же объем федерального софинансирования запланирован на 2021 и 2022 годы. Конечно, существенно снизить очередность – задача нелегкая: программа «Молодая семья» очень востребована, и сейчас гос-поддержки ожидают порядка 11 тысяч семей. Поэтому сегодня мы предпринимаем также ряд дополнительных мер. В частности, по поручению губернатора была проанализирована стоимость квадратного метра жилья в разных муниципалитетах региона, так как от этого показателя зависит стоимость сертификата. Есть территории, где стоимость квадратного метра очень низкая, и понятно, что в реальности этих средств может быть недостаточно для покупки жилья в нормальном состоянии. Поэтому в начале ноября было принято решение применять для расчета социальной выплаты среднюю арифметическую стоимость квадратного метра по краю. В текущем году этот показатель не может быть ниже 31 тысячи рублей, и эти изменения распространятся на все сертификаты, выданные с 1 января 2019 года, и впоследствии реализованные. Это очень важное и долгожданное решение, которое поможет обеспечить лучшие жилищные условия для участников программы. В целом же за ближайшие три года с помощью программы «Молодая семья» смогут решить свой жилищный вопрос порядка 9 тысяч семей. Для сравнения: в 2018 году мы могли обеспечить выплаты только 1 тысяче семей в год. Согласитесь, серьезное продвижение.
– Значительные средства выделены и на здравоохранение. Как планируется их осваивать?
– Бюджет действительно большой: только в 2020 году на финансирование здравоохранения будет направлено более 54,2 миллиарда рублей. Сегодня в Прикамье развивается трехуровневая модель, посредством которой каждый житель края будет иметь возможность получить всю необходимую медпомощь – от первичной до высокотехнологичной. Первый уровень – это ФАПы, сельские амбулатории и поликлиники, второй – многопрофильные и межмуниципальные медицинские центры, третий – специализированная помощь в краевых клиниках. Также сегодня на региональном уровне концептуально прорабатывается возможность обеспечить транспортную доступность в составе медицинских услуг: должен быть решен вопрос доставки пациентов в медучреждения второго и третьего уровней. Варианты могут быть разные: и оптимизация уже существующих маршрутов общественного транспорта, и бесплатная доставка пациента больничным транспортом, и компенсация стоимости проезда до медучреждения.
Безусловно, оказание квалифицированной медицинской помощи жителям края возможно в самых разных форматах. Например, сегодня растут объемы телемедицинских консультаций. И это та форма работы, которая может быть использована, начиная с уровня ФАПов, когда дистанционно можно оценить результаты обследования, совместно выработать тактику ведения сложных пациентов. Также вопрос доступности медицинских услуг решается с помощью работы выездных поликлиник: лучшие врачи краевых медучреждений выезжают в отдаленные районы и проводят прием. Такую мобильную систему «доставки» узких специалистов к пациентам создали по поручению губернатора Пермского края. При этом очевидно, что на первичном уровне и в отдаленных территориях все-таки сложно (а порой и невозможно) сконцентрировать и современное оборудование, и квалифицированные кадры. Поэтому в краевом масштабе идет речь об укрупнении медицинских учреждений, о создании крупных агломераций, где все это будет. Но, повторюсь, делать это нужно так, чтобы человеку было удобно добираться до больших межмуниципальных и краевых больниц.
Увеличены расходы на лекарственное обеспечение, более чем на 150 миллионов рублей. Также в рамках нацпроекта «Здравоохранение» в 2020 году на строительство и ремонт медучреждений будет направлено 4,3 миллиарда рублей. В соответствии с поручением Президента России Владимира Путина в первую очередь прорабатываем первичное звено.
В самое ближайшее время в Прикамье будет установлено 132 модульных ФАПа и 13 сельских врачебных амбулаторий, причем в территориях, где до этого вообще не было медицинской помощи. Также губернатор ставит задачу строительства поликлиник, в том числе детских. Это важная составляющая первого звена, и нельзя допускать срыва сроков строительства, ведь люди ждут возможности получать необходимые услуги в полном объеме и недалеко от дома. Работа идет: в 2018 году была сдана детская поликлиника в Соликамске, в этом году ожидаем завершения строительства двух детских поликлиник в Свердловском и Индустриальном районах на 350 посещений в смену, а также лечебного корпуса в городе Оханск, сельской врачебной амбулатории в поселке Майкор Юсьвинского района. В планах на 2020 год – сдача детских поликлиник в Орджоникидзевском районе Перми и в Кудымкаре. Также будут построены лечебные корпуса в Чердыни, Юрле и еще ряд объектов. Это большие планы, но они достижимы и позволят нам существенно обновить систему здравоохранения края в интересах жителей.
В целом, по сравнению с 2016 годом, финансирование здравоохранения в 2020 году увеличится в 1,4 раза. И, по нашему мнению, при грамотном планировании и снижении неэффективных расходов этого более чем достаточно, чтобы обеспечить и доступность медицинской помощи, и достойную зарплату медикам.
– Татьяна Юрьевна, в целом социально ориентированный бюджет уже можно назвать классической моделью бюджета Прикамья. И все-таки выполнить все взятые социальные обязательства – задача непростая. Что главное?
– В первую очередь мы следуем принципу адресности и нуждаемости, персонифицированно подходим к оценке нуждаемости. Именно такой подход позволяет нам понимать, какие реальные объемы средств требуются для помощи и поддержки, и выходить на правильный баланс социального бюджета. При оказании любых мер соцподдержки важен индивидуальный подход, и это главное в социальной политике Прикамья. Важны не формальности, а конкретный человек и его уникальная жизненная ситуация.
Депутаты о бюджете
«Несмотря на сложную экономическую ситуацию, Пермский край в рамках проекта закона о бюджете выглядит очень достойно. И сомневаться в финансовой устойчивости региона нет никаких оснований. Мы видим бюджет, который практически по всем статьям динамично растет», – так оценила бюджет края на ближайшую трехлетку во время первого чтения депутат Законодательного Собрания Пермского края, председатель Комитета по бюджету Елена Зырянова.
А спикер краевого парламента Валерий Сухих отметил: «Свыше 70% расходов составляют именно социальные ассигнования. Сегодня краевая казна финансирует весомый пакет социальных обязательств, и при этом ни одна госпрограмма не «ущемлена» в финансировании. На мой взгляд, создан положительный прецедент, когда в весьма непростых экономических условиях удалось сформировать бюджет, в котором согласуются и региональные потребности, и федеральные тренды».