Рассказали о цифровизации предприятий

В последнем в этом учебном году «Уроке цифры» приняли участие около 400 учеников прикамских школ.
Школьники из Пермского края в апреле приняли участие во Всероссийской акции «Урок цифры» по теме «Цифровое производство». Мероприятие призвано помочь сориентироваться в актуальных тенденциях, познакомиться с практическим опытом предприятий разных отраслей, разобраться, что же такое цифровое производство и дать новые знания для выбора будущей профессии и учебного заведения. Все желающие могут посмотреть запись открытого урока по ссылке.

Последний в этом учебном году «Урок цифры» прослушали около 400 ребят Пермского края из школ Перми, Соликамска, Краснокамска и поселка Фролы. Помощь в организации открытого урока в школах оказали волонтеры из ПГГПУ – 18 студентов 1 и 2 курса направления IT.

О внедрении цифры на предприятиях ребятам рассказывали начальник Бумажной фабрики № 2 ГК «КАМА» Роман Серавин, сотрудники ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» – инженер-механик 1 категории отдела сервисного обслуживания Сергей Владимиров и инженер-механик 1 категории отдела Евгений Демидов, эксперт в области VR-технологий ГК «Росатом» Владислав Мурленко.

Отметим, в Пермском крае создаются все условия, чтобы дети получали качественное современное образование в сфере информационных технологий. Ранее губернатор Пермского края отмечал, что развитие IT-образования необходимо, в том числе, для обеспечения высокотехнологичными кадрами IT-индустрии и промышленных предприятий Прикамья, которые реализуют значимые для развития экономики региона инвестиционные проекты. «Без качественного образования некому будет работать на наших высокотехнологичных предприятиях, лечить нас и наших близких, строить новые объекты», – подчеркивал Дмитрий Махонин.

О преимуществах, которые «Урок цифры» дает ребятам, рассказал и.о. министра информационного развития и связи Пермского края Петр Шиловских. «Важно понимать современные тенденции в производстве и развитии экономики для выбора профессии. Пермский край – это промышленный регион, что предоставляет больше возможностей для трудоустройства в данной сфере. «Поймать волну» и не оказаться в числе отстающих непросто, но, в том числе, благодаря таким мероприятиям как «Урок цифры» современные дети становятся более информированы. В том числе, и в отношении того, какие профессии есть в IТ. У многих людей информационные технологии ассоциируются с программированием, но эта сфера гораздо шире, чем кажется. Современные технологии дают возможность машинам не только выполнять автоматические действия, но и взаимодействовать между собой в разных сферах работы предприятия. И для организации всего этого сложного процесса необходимы специалисты в big data, VR (виртуальная реальность), разработке информационных систем, телекоммуникаций», – рассказал Петр Шиловских.

В ходе «Урока цифры» ребята также познакомились с цифровым производством ведущих предприятий региона в отрасли топливной и целлюлозно-бумажной промышленности.

О том, что в сфере производства требуются разно­образные профессионалы из сферы IТ, рассказал Владислав Мурленко. «В области цифровизации промышленности не все сейчас завязано на программистах, очень многое зависит от архитекторов, дизайнеров. Создать удобную навигацию – это тоже искусство. Передовые технологии – это залог «здоровья» каждого предприятия, без него оно отстает и умирает. Важно также, чтобы все технологии были экономически обоснованы. Мы изучаем каждый бизнес-процесс, его эффективность и только после этого принимаем решение о внедрении цифровых решений. Любое наше действие требует тщательного просчета – поэтому особо нужно обращать внимание на математику и физику».
О том, какую роль информационные технологии играют в целлюлозно-бумажной отрасли рассказал Роман Серавин.

«На современном целлюлозно-бумажном предприятии цифровизация – это не просто приятный атрибут, дань моде, а жизненная необходимость. Только цифровые технологии сегодня позволяют получать качественную продукцию, отвечающую современным требованиям, – отметил он. – Точная дозировка химических веществ, компонентов, которые входят в основу сырья для бумаги и картона возможна только с помощью цифрового контроля. Поэтому операторы наших бумагоделательных и картоноделательных машин – это сотрудники только с хорошим уровнем владения компьютерной техникой. Глубина проникновения «цифры» на нашем предприятии – практически 100%».

По словам ученика 8 класса МАОУ «Синтез» (Пермь) Максима Пауля, урок наглядно показал применение высоких технологий и их пользу в промышленности. Он увлекся 3D-моделированием несколько лет назад, ходил на программирование, но более глубоко хотел бы учиться именно по первой специальности. «Мне нравится, что в 3D-моделировании можно мыслить в пространстве», – говорит Максим. Он также отметил, что открытый урок ему понравился – восьмиклассник впервые участвовал в подобном мероприятии. «Мы сейчас мало знаем о том, как технологии используются в реальной жизни, что они есть на наших местных предприятиях. Так что такая виртуальная экскурсия была интересной», – отметил школьник.

Напомним, в настоящее время в Пермском крае разрабатывается стратегия развития туризма, и одно из приоритетных направлений программы – промышленный туризм. Сегодня 19 туристических компаний предлагают экскурсии на предприятия, сформированы и реализуются 65 программ, в прошлом году их участниками стали свыше 40 тыс. человек, большая часть из них – школьники.

В настоящее время о заинтересованности в системном развитии промышленного туризма заявили 32 краевых предприятия в 15 муниципалитетах. Среди них «Суксунский оптико-механический завод РОСОМЗ», который уже имеет обширную проф­ориентационную экскурсионную программу для студентов и школьников, а в 2021 году планируется создать заводской музей. А также предприятия «Лукойл-Пермь» и «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез», на площадках которых можно познакомиться с историей пермской нефтепромышленности.
Отметим, в этом учебном году прикамские школьники принимали участие в уроках по темам «Искусственный интеллект и машинное обучение», «Социальные сети», «Кибербезопасность», «Беспилотный транспорт», «Цифровое производство». Всего за 2020-2021 гг. благодаря акции 1 300 учеников Пермского