Я открываю мир

Современная система проверки знаний во многом строится по простому принципу их воспроизведения. Тесты, основанные на них ЕГЭ, где из четырех предложенных вариантов ответа, нужно определить один верный, занижают возможности развития навыков самостоятельного творческого мышления.

Но есть одна область, где творчество – ни в чем не ограничено. Исследовательские работы – настоящее поле для поиска. Районные конкурсы исследовательских работ учащихся как раз и являются стимулом для развития творческого мышления.

В феврале прошел очередной XIV конкурс. На его открытии начальник районного управления образования Тамара Кириллова отметила, что многие победители и участники предыдущих конкурсов стали успешными людьми. Свой путь к успеху они начинали на этих конкурсах.

27 юных исследователей распределились по трем секциям: «Краеведение», «Естественные науки» и «Социально-гуманитарная».
Это Родина моя

На секции «Краеведение» бесспорным лидером была признана работа ученика 10-го класса Усольской средней школы Вадима Сидорова «Он спасал жизни (судьба военного медика)». Руководитель – Екатерина Шириханова. Вызывает безусловное уважение глубина исследования, которое построено, в основном, на анализе документов из семейного архива нашего земляка, военного медика Евгения Валерьяновича Шевырина. Активно используется материал статьи Василия Громыхалова в газете «Красное знамя» за 1981 год и источники из Интернета.

Это не просто описание военной судьбы лейтенанта Евгения Шевырина, а «анализ неопубликованных источников человека, который не раз смотрел смерти в глаза». Яркие факты военной биографии. После неоднократных обращений в военкомат, в сентябре 1941 года, его все-таки призвали в армию. Учеба в Киевском военно-медицинском училище, эвакуированном в Пермь. После его окончания выпускники становились, в зависимости от успешности обучения, санинструкторами, младшими военфельдшерами или военфельдшерами. Лишь последнее давало право на получение офицерского звания «младший лейтенант». И оно было присвоено Евгению Шевырину. Сделан в исследовании анализ работы военной медицины на батальонном и полковом уровне во время войны. О накале труда военных медиков хорошо говорят слова Евгения Шевырина, приведенные в исследовании: «За пять дней и пять ночей битвы на Курской дуге успел поесть всего два раза». Некогда было. Нужно было спасать жизни раненых бойцов и командиров. Автор приводит в своей работе данные, позволяющие по новому взглянуть на истоки Великой Победы: «В германской армии на фронт после ранения вернулось 50% солдат, в армии СССР – 75%. Вклад военных медиков в Победу неоценим».

Второе место в этой секции заняла работа Александра Беляева, ученика 7 класса СОШ № 20, «Пройду по Ананасовой, сверну на Юбилейную». Руководитель – Татьяна Беляева. Название несколько необычное для исследования, но вполне оправдано содержанием работы и невысказанным девизом семиклассника: «Я открываю мир». Основным вектором исследования являются названия населенных пунктов, речек, улиц Троицкого поселения. Исследователь узнал о том, что в поселении сегодня 6 жилых, 12 нежилых и 19 когда-то существовавших, но вычеркнутых из списка населенных пунктов. Дан анализ названия улиц в населенных пунктах поселения. На бывших садовых участках названия давали сами дачники. А потом они стали официальными. Эти названия наполнены оптимизмом: Урожайная, Земляничная, Ананасовая, Цветочная. Автор составил словарь географических названий поселения, состоящий из 55 слов.

Эта работа, а также грамотное исследование Анастасии Мироновой, ученицы 9-го класса СОШ № 20, «История поселка Железнодорожный» (руководитель-педагог Мария Крутикова) послужат неплохой составляющей для написания книги по истории Троицкого поселения. Исследованию Анастасии Мироновой присуждено третье место.

Похвальными грамотами на секции были отмечены работы ученицы 7-го класса Романовской средней школы Алины Меркушевой (руководитель-педагог Надежда Парфенова) «Где эта улица», «Герои нашего времени» – исследование об участниках локальных войн из пос. Железнодорожный, автор Максим Аксенов, ученик 8-го класса СОШ № 20 (руководитель – Мария Крутикова), «Дедушкины сказки» – автор Александр Кипин, ученик 8-го класса Орлинской СОШ (руководитель – Марина Радостева).
Что человеку полезно?

В секции «Естественные науки» первое место жюри присудило, ученице 10-го класса Романовской СОШ Виктории Чистоговой за исследование «Влияние влажности на живые организмы», руководитель-педагог Надежда Парфенова. Автор рассказывает о том, чем грозит потеря влажности человеку, животным, комнатным растениям. Проведены исследования влажности в учебных кабинетах школы за 5 дней.

Второе место завоевала Анна Овчинникова (руководитель – Анна Пастухова), представлявшая на конкурсе Дом детского творчества. Она успешно защитила работу «Борщевик-агрессор». Исследована история появления борщевика в нашем районе: в совхозах «Усольский» и «Быгельский». Автор пишет о том, что после распада совхозов началось стихийное распространение борщевика по территории. Подробно описала последствия ожогов от листьев этого растения. И сделала неутешительный вывод о том, что бороться с этим растением, когда-то бывшем ценным кормом для крупно-рогатого скота, а в настоящее время ставшим агрессором, сегодня просто некому.

Занявший третье место Александр Швецов, ученик 8-го класса Пыскорской средней школы, в работе «Сладкие газированные напитки» (руководитель – Надежда Югова) доказал, насколько вредны они для человеческого организма.
Почему мы так говорим?

На секции «Социально-гуманитарная» победила Полина Попова, ученица 10-го класса СОШ № 20, которая успешно провела и презентовала исследование «Стресс – проблема 21 века», руководитель – Татьяна Кириченко. Автор сразу же подчеркнула серьезность проблемы.

«Стресс – это защитная реакция организма на воздействие окружающей среды. Чрезмерный стресс может разрушить организм». Обозначила как частые причины стрессов – неправильный образ жизни, неудовлетворительные отношения в семье, так и глобальные – урбанизация, бешеный ритм жизни, огромный объем информации. Описан механизм развития стресса, основное внимание уделено развитию стрессов у подростков. Даны конкретные рекомендации по профилактике стресса у выпускников во время сдачи ЕГЭ. Главное из них: учись добросовестно, и стресса не будет. Исследования, проведенные автором среди старшеклассников, показали, что большинство из них не расположены к стрессам.

А вот Валерию Оносову, ученицу Усольской СОШ № 1, (руководитель – Светлана Мальцева) заинтересовал «Язык современной рекламы». Работа интересна, познавательна. Результаты исследования внушают определенный оптимизм. Подростки, как и все, подвергаются систематическому воздействию агрессивной и не агрессивной рекламы, но попадают под ее влияние далеко не все. Из 60-ти проанкетированных учащихся 14 – к ней равнодушны, 18 – относятся хорошо, 28 подросткам она просто не нравится. Цель рекламы, как пишет автор, склонить человека к приобретению того или иного товара, услуги. Но 50% опрошенных как раз не склонны доверять рекламе. И только два человека полностью доверяют.

Третье место на этой секции заняла работа Александры Агишевой «Влияние СМС-сообщений на устную речь учащихся 6 класса МБОУ УСОШ № 1», руководитель-педагог Галина Сабурова.

Конференция показала, что стремление глубже понять мир, в котором они живут, присуща нашим школьникам. И оно реализуется при поддержке опытных педагогов.