Чистая, правильная, грамотная речь – показатель здоровья и интеллекта человека, которая определяет успешную реализацию его возможностей в современном мире.
В настоящее время наблюдается значительное увеличение детей с нарушением речи. Современные дети начинают позже говорить и правильно произносить звуки. Раньше звукопроизношение формировалось к 5 годам, затем к 5,5, сейчас – к 6 годам. У каждой группы звуков свой период формирования. Так, свистящие в основном формируются к 4 годам, шипящие – к 5 годам, звуки Р, Л – к 6 годам. Но у некоторых детей отдельные звуки могут появиться как раньше, так и позже. Так свистящие ребенок может начать произносить и к 5, и 6 годам, а Р и к 7 годам. Определить, как формируется у ребенка произношение, может только специалист.
Существует несколько видов нарушений звукопроизношения.
Дислалия – самый легкий вид нарушения речи. Раньше он составлял 90% от всех видов нарушения, сейчас – незначительный процент. Обусловлен недостаточной сформированностью артикуляционной базы (в силу возраста) или анатомическими дефектами артикуляционного аппарата.
Дизартрия – самый распространенный тип нарушения, при котором страдает произносительная сторона речи вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Она составляет 90%.
Алалия – сложный вид нарушения, обусловлен недоразвитием речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Причинами поражения ЦНС, приводящими к нарушениям речи, являются: родовая травма, асфиксия (удушение), несовместимость крови матери и плода, заболевания беременной женщины вирусными инфекциями, прием лекарственных препаратов, алкоголя и наркотиков, курение. А также заболевания ребенка в раннем возрасте и наследственность.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (расщелинами неба, грубыми нарушениями строения артикуляционного аппарата, требующими оперативного вмешательства).
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Появляется после нервного стресса при слабой нервной системе и при ускоренном развитии речи (в 3-4 года). Но в дальнейшем проходит.
В речевую сферу относят не только то, как ребенок говорит (звукопроизношение), но и фонематический слух, словарь, грамматику и связную речь. Речь бывает устная и письменная. К письменной речи относится чтение и письмо. Письменная речь напрямую зависит от сформированности фонематического слуха и восприятия. Фонематический слух это, так называемый, речевой слух, он никак не связан с обычным слухом. Проявляется в умении слышать и различать звуки речи. Если он нарушен или недостаточно сформирован, то, как следствие, отражается на состоянии письменной речи. Появляются ошибки на письме в виде пропуска, перестановки букв, слогов, замены букв, слитное написание слов с предлогами, раздельное написание слов, повторение букв, слогов, аграмматизмов письма. Родителям эти ошибки кажутся нелепыми, так как они не связанны с правилами русского языка.
Эти ошибки также бывают разные. Нарушения чтения называются дислексией, нарушения письма – дисграфией.
Дисграфия и дислексия бывает: фонематическая – связана с недоразвитием функций фонематической системы, проявляется в заменах букв близких по звучанию (б-п, т-д, с-з, с-ш, в-ф з-ж, ч-т) и т.д., неправильным обозначением мягкости согласных на письме. Ребенок, имеющий нарушения звукопроизношения, фиксирует его на письме, пишет так, как произносит.
Оптическая – проявляется в трудностях усвоения и в смешении сходных графических букв, т.е. зрительное распознавание букв затруднено, т.к. все буквы состоят из набора одних и тех же элементов, по разному скомбинированных. Ребенок не улавливает тонких различий между буквами, что приводит к трудностям усвоения начертания букв и неправильному изображению на письме. Ошибки выражаются в зеркальном написании букв, не дописывание или добавление лишних элементов букв. При чтении ребенок долго распознает букву, что приводит к замедленному чтению. Также нарушением чтения считается – непонимание прочитанного, при технически правильном прочтении (механическое чтение).
Определить эти нарушения и их причины может только специалист, и начать работу по их преодолению как можно раньше.
Ежегодно результаты обследования детей показывают, что уровень речевого развития становится ниже. Около 90% детей в подготовительной группе неправильно произносит звуки родного языка, их активный словарь очень узкий. Дети в речи используют простые предложения, фразы. От чего же это происходит? В возникновении речевых нарушений у детей базовую роль играют органические поражения мозга, затем усугубляются неблагоприятными условиями воспитания и окружения ребенка в первые годы его жизни. Эти факторы наслаиваются друг на друга.
К одним из неблагоприятных условий воспитания и окружения ребенка можно отнести развитие технического прогресса. Технические устройства неизбежно ставят под удар развитие речи детей и взрослых. Ведь при использовании компьютера, телефона, телевизора и других современных гаджетов мы меньше читаем, общаемся, встречаемся.
Ребенок практически с рождения использует технику, общается с ней. Такое общение замедляет процесс развития речи ребенка.
Родители сами, порой не подозревая, способствуют этому: включают телевизор, чтоб ребенок не мешал заниматься домашними делами. Затем он осваивает компьютер, где разговорная речь не нужна. По телефону молодежи больше нравится переписываться, и то междометиями и смайлами, чем разговаривать. Да и родители, используя эти гаджеты, мало общаются с ребенком. Общество становится более молчаливым. Вот такой «прогресс».
В детском саду, потом в школе требования к детям становятся все выше и выше. Без помощи родителей, а не только педагогов, ребенок не сможет полноценно освоить программу, успешно учиться, достичь высот во взрослой жизни. Сейчас в школьную программу вернут изложения, сочинения – так незаслуженно забытые. А как дети, беря во внимание выше изложенное, смогут выполнить эту задачу?
Создание благоприятных условий воспитания и окружения для ребенка и его развития напрямую зависит от родителей, а в исправлении недостатков речи вам поможет специалист. Только совместная работа педагогов и родителей приведет развитие ребенка к эффективному результату.
Родители, общайтесь чаще и больше с детьми, разговаривайте друг с другом, рассказывайте ребенку об окружающем мире, читайте с ним и размышляйте о прочитанном. Это даст положительный эффект в развитии речи ребенка!
Наталья ХОДЫРЕВА, учитель-логопед