Сразу не разберешь: плох он или хорош…

Казалось, совсем недавно уличная жизнь нашего городка буквально кипела. В каждом дворике и переулочке были слышны детский смех и гомон. Детвора расчищала площадки для игры в хоккей, а летом до заката гоняла мяч и играла в «войнушку». В открытые окна раздавались голоса мамочек: «Вовочка, пора домой, Сашенька, зайди, покушай». А потом появился он. Главный герой детей девяностых – Марио.

И пошло, поехало. Голоса детишек стали заглушать родительские: «Мамочка! Купи приставку. У всех есть, а я чем хуже». Разбежались, разлетелись по домам и квартирам дружные компании, променяв мячи и скакалки на джойстики и хождения по виртуальным лабиринтам. Вроде бы чего плохого. В смутные годы детишки ушли с улиц под домашний контроль электронных героев. «Тетрисы», «Ну, погоди», «Танчики» стали всеобщим увлечением. И дочки-сыночки при деле, и родители спокойны. Но идиллия продлилась не долго. Игровые приставки сменили карманные гаджеты, превосходящие по техническим параметрам советские ЭВМ размерами с органный зал. Игры стали сетевыми, а безобидные стрелялки превратились в кровавое «мочилово». Вновь зазвучало родительское соло. Только не с приглашением к столу и напоминанием о позднем часе, а с мольбой о помощи вернуть в реальность любимое дитя.

Давайте вместе поразмышляем о пользе и вреде Интернета на юных усольчан. Интернет успешно захватывает часы нашего свободного и даже рабочего времени. Мы не представляем дня без посещения  различных сайтов и сетевых игр. Не остались в стороне от «интернетомании» и наши дети.

Несомненно, они используют Интернет и в учебных целях, но как их оградить от негатива Всемирной паутины. Да и, просиживая у монитора долгими часами, ребенок не становится здоровее.

Для начала поразмышляем над пользой.

ТАТЬЯНА, мама пятилетнего сына: Без компьютера воспитывать современного  ребенка абсурд. В Интернете мы смотрим развивающие мультфильмы и играем в игры для малышей. Пока я контролирую время нахождения моего сына за компьютером. Надеюсь, так будет и дальше.

Отрицать положительные стороны сложно. Особенно, когда дети и подростки играют в Интернет-игры, не несущие психологического вреда и помогающие развивать логическое и абстрактное мышление, способность анализировать и принимать решения. Социальные сети дают возможность ребенку заводить новые знакомства и больше общаться со сверстниками из других городов. Другое дело, что родителям необходимо следить за тем, чтобы такое общение не нанесло вред. Кроме того, прогулки по виртуальной реальности помогают ребенку разрядить накопившиеся отрицательные эмоции, которые у подростков пребывают в избытке. Но вот здесь необходима большая осторожность и контроль родителей. К тому же современному школьнику не обойтись без электронной информации для выполнения различного рода рефератов и проектных работ. Современные учебные программы зачастую обязывают учеников использовать Интернет.

Но родители не всегда могут контролировать, на какие сайты заходят и что просматривают их дети. Для этого существует опция «Родительский контроль», которую можно подключить у операторов связи через личный кабинет, а также с помощью техподдержки по телефону 11803, в том случае, если связь «Ростелеком». Абонентская плата тарифной опции «Безопасный Интернет» на сегодняшний день – 100 рублей за месяц.

Попытаемся взвесить вред от Интернета на другой чаше весов. В Интернете подросток может стать кем угодно, там почти не действуют правила реального мира. Любой паренек может представиться героем, а девочка топ-моделью. Несоответствие реальной и виртуальной жизни морально напрягает несформировавшуюся личность. Ребенку, естественно, хочется быть лучше, и тогда Интернет затягивает в свои сети. Дети часами сидят на сайтах, не замечая, как уходит время, и начинают путать реальную жизнь с виртуальной.

ВИКТОР, отец двух сыновей 14 и 5 лет: Начиналось все хорошо. Купил сыновьям планшеты. Радовался успехам старшего, который стал лучше меня разбираться в компьютере. Но сейчас оба сына сутками просиживают за компьютером. Старший стал агрессивным, играет в сетевую «войну» с одноклассниками. Вый-ти из игры нельзя, подведешь команду. Домашние задания делает через Интернет за 15 минут, ас. А из школы приносит сплошной неуд, в голове-то знаний нет. Пытаюсь вернуть сына в реальную жизнь, но получается с трудом. Я уверен, виноваты мы сами, родители, позволяющие своим детям «жить» в «сладком» плене паутины, не думая о последствиях.

Все, что происходит в мире Интернета, подлежит перезапуску. Ошибки, допущенные в виртуальной жизни, можно исправить, в реальности такой возможности нет. Поэтому в мире возникла новая проблема – подростки, вдоволь наигравшись в «войнушки и террористов», идут убивать своих друзей и знакомых. И примеры далеко не единичны. Интернет становится верным другом для детей. Он не жалуется, не читает нотации, не ругается и не учит жить. В Интернете подросток может найти любую интересующую его информацию, тогда как некоторые родители порой не могут уделить ребенку и пяти минут своего внимания. У детей, зависимых от Интернета, складывается свое мировоззрение. Они не умеют себя ограничивать и контролировать, считая, что в жизни, как и на сайте, всегда можно зарегистрироваться заново.

Подросток все больше отдаляется от родителей и сверстников, углубляясь в виртуальную жизнь. Он перестает воспринимать окружающих, становится замкнутым и беспомощным. Интернет не в силах научить его тому, как справляться с жизненными трудностями. Поэтому родителям следует больше внимания уделять «живому» общению, и ребенок должен быть союзником в решении семейных проблем. С его мнением нужно считаться, а интересы разделять. Если ваш ребенок будет чувствовать постоянное участие самых близких людей в своей жизни, Интернет не будет для него ловушкой, а станет средством коммуникации и открытия нового.

Что ж, выводы неоднозначны. Неоспоримо, что Интернет – это целый мир возможностей. Зная о его положительном и отрицательном воздействии на детей, необходимо быть в курсе онлайн-активности вашего ребенка. Безопасный Интернет – масса полезного, но когда дело касается ваших детей, важно знать, с кем они общаются и какую информацию получают. Через Всемирную сеть любой может войти в контакт с вашим ребенком. Расскажите ему о различных способах, которые используют люди, представляющие опасность, чтобы войти в доверие. Для снижения рисков держите компьютер в открытом месте, например, в гостиной.

Надежда УШАКОВА, педагог-психолог управления образования района: Не зря Интернет называют Всемирной паутиной. В ее сеть попадает не только физическое тело (нахождение долгие часы в одной позе), но и ментальное тело (мысли заняты играми, одноклассниками и т.д.), и наше эмоциональное тело (чувства, переживания). Ребенок, с еще несформировавшейся волевой сферой, быстро становится зависимым. Это так называемая жизнь по потребностям: только в свое удовольствие – одна из низших форм жизни.

Сброса агрессивной энергии посредством игр-убивалок – не происходит. Происходит эффект привыкания сбрасывать напряжение агрессивным путем, по типу расслабления с помощью алкоголя (незаметно человек деградирует). Поскольку у компзависимых границы между виртуальным миром и реальным размыты, имеется вероятность, что когда-нибудь игра в убивалки плавно перетечет из виртуальности в реальность. Агрессивную энергию полезнее не сбрасывать (неизвестно куда и на кого), а трансформировать в энергию созидания, в энергию радости (есть специальные техники).

Также завал своего мозга бесполезной информацией мешает в нужный момент использовать необходимые знания. Приходится напрягать память. Любое напряжение приводит к повышенной утомляемости и нервному истощению. Диагностика детей, с которыми приходится работать, выявляет почти у каждого ту или иную степень нервного истощения.

А неконтролируемый выброс рекламы, порно или сознательный просмотр порнофильмов подростками приводит к сексуальному возбуждению. Последствия таких состояний тоже неоднократно освещались СМИ. Это касается не только насилия на улице, но и внутри семьи.

Злоупотребление Интернетом сказывается на школьной успеваемости и способности выполнять домашние обязательства. Поэтому необходимы четкие временные ограничения. Даже при существовании специальных программ, позволяющих контролировать «перемещение» ребенка по Интернету, лучшее средство – родительская осведомленность и наставления.

Дмитрий НАДЕЖДИН