В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. На сегодняшний день в Пермском крае действуют 57 специальных (коррекционных) школ с неполным государственным обеспечением (питание и подвоз учащихся к месту учебы – бесплатно). Они предназначены для учащихся, имеющих серьезные проблемы со здоровьем: зрением, слухом, опорно-двигательным аппаратом… В селе Пыскор школа относится к так называемому восьмому виду. Она ориентирована на детей с ментальными нарушениями или, как еще говорят, с «особенностями интеллектуального развития».
В нашу школу учащиеся направляются только по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. После тщательного обследования врачами, педагогами, психологами, социальными работниками выносится заключение о том, что ребенок нуждается в обучении по специальной программе. Это заключение носит рекомендательный характер. Последнее слово остается за родителями и опекунами. Именно им предстоит определить образовательный путь несовершеннолетнего человека. Нашу школу посещает немало детей, у которых есть опыт обучения в обычных общеобразовательных школах. Причем, опыт весьма негативный. Мальчишки и девчонки с «особенностями в развитии» не могли усвоить учебный материал, выполнить хотя бы часть домашних заданий, наладить контакт со своими сверстниками. Фактически в обычной школе достичь даже самого маленького успеха им было не под силу.
Людмила БАБИНОВА, директор школы: У каждого ребенка есть право на счастливое детство. Взрослым нельзя забывать, что в жизни каждого человека детство случается только один раз! Поэтому недопустимо принуждать ребенка посещать общеобразовательную школу, если он в силу физических и психических ограничений не способен воспринимать школьную программу. В специальной школе мы учитываем потребности и возможности «особых» детей, создаем для них комфортную среду.
Все учащиеся МКСКОУ «Пыскорской СКОШИ» и других подобных заведений имеют органические поражения головного мозга. Школам восьмого вида приходится сталкиваться с самыми различными предрассудками. Ошибочна распространенная точка зрения, что умственно отсталые дети рождаются в социально-неблагополучных семьях. На самом деле среди родителей наших учащихся – врачи, инженеры, учителя, рабочие, люди самых различных специальностей и различного материального достатка. Конечно, и у нас учатся дети из неблагополучных семей. Но в процентном отношении их не больше, чем в любой другой школе. Из 59 учащихся 14 человек проживают в интернате. Как правило, это дети из дальних сельских деревень Усольского района, которым трудно ежедневно добираться до школы. (с. Щекино, п. Шемейный, с. Романово и т.д).
Нередко приходится слышать досужие разговоры, что дети, которых направляют в специальные школы восьмого вида, не способны к обучению и развитию. Это не так! Также, как и в любой другой школе, у нас немало учеников, которые тянутся к знаниям и достигают значительных успехов, учитывая их состояние здоровья. В этом учебном году Кристина Цепелева заняла 3-е место в конкурсе юных любителей художественного чтения «Поэзии чудесная страница» в рамках VII межтерриториального фестиваля «Литературное Усолье-2014»; Оксана Сидорова – 3-е место в районном конкурсе «Наш друг Мурзилка».
Одна из важных задач специальной школы – подготовить учащихся к взрослой жизни. Собственно говоря, этим же занимаются и обычные школы. Но у коррекционных учебных заведений задача гораздо сложнее. Трудности связаны с тем, что учебную программу специальной школы нельзя сравнивать с программой средней общеобразовательной школы. Программа существенно упрощена и сокращена, упор делается на трудовое обучение и социально-бытовое ориентирование (СБО), уроки которого помогут детям адаптироваться во взрослой жизни.
Школа поддерживает контакты с Березниковским строительным техникумом, профессиональным лицеем № 42 г. Березники, где обучаются наши выпускники и получают профессии столяра-плотника, штукатура-маляра, каменщика, повара, швеи и т.д. Многие выпускники нередко становятся дворниками, уборщицами, подсобными рабочими, санитарками. Некоторые выпускники, к сожалению, вообще никогда не смогут зарабатывать себе на жизнь, и будут нуждаться в опеке родственников и помощи государства.
Надежда ЖУЛАНОВА, социальный педагог школы: Даже если у человека тяжелая форма инвалидности, и он не может найти работу, то необходимо стремиться быть полезным родным и близким, достичь максимальной самостоятельности в быту. В этом плане опыт работы в столярной, швейной, глиняной мастерских, занятия по прикладному творчеству в кружках «Ладушки-ладошки» (работа с берестой), «Бумажный мир» (работа с бумагой), «Руки не для скуки» (работа с природным материалом) обязательно будут полезны.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос здоровым, умным и счастливым. Порой с физическими недугами смириться легче, чем с душевными. Ментальные нарушения, замутненный разум – тяжелое испытание не только для самого человека, но и для его родных и близких. Пыскорская специальная (коррекционная) школа-интернат и другие подобные учебные заведения помогают маленьким гражданам нашей страны с трудной и драматической судьбой.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Посетите нашу школу, если у вас ребенок с особыми образовательными потребностями.
Галина МЯСНИКОВА, зам. директора по УВР