Мужская часть населения великой многонациональной державы первоначально делилась на две части: служивших в Советской армии и Военно-морском флоте и не служивших. Естественно, первая по численности несравнимо превышала вторую категорию в простонародье часто именуемую «сколиозниками». Сегодня всех мужчин России можно условно поделить на служивших в СА, Вооруженных Силах России и тех, кто не смог по ряду объективных причин.
Прошедших суровую армейскую школу видно издалека: служба сформировала стать, осанку и крепкий торс. Не говоря о выдержке, дисциплинированности, ответственности и способности стойко переносить все тяготы и лишения. А прочно осевшие в памяти знания Устава, строевой, огневой, боевой и политической подготовки, а также материальной части – вообще отдельная и практически всегда поднимаемая тема дружеских бесед. Знающие люди всегда были уверены: армия – это «кузница характера».
Войсковой старшина Павел Трофимов, атаман «хутора Верхнекамский», который в течение многих лет осуществляет охрану общественной безопасности всех значимых мероприятий в Усольском районе, вспоминает свою службу в Советской армии только с благодарностью и как хорошую школу жизни.
Павел молодым призывником попал в учебную часть Военно-Воздушных Сил в городе Балашов Саратовской области. В подразделении курсантов со всего необъятного Союза обучали серьезнейшим техническим специальностям для обслуживания военных аэродромов. Командование быстро оценило организаторские и командные способности молодого курсанта, присвоив ему воинское звание и должность заместителя командира взвода, оставило Павла в учебной части, доверив в подчинение и обучение новые призывы курсантов.
Павел ТРОФИМОВ: Учебной в/ч 21369, к сожалению, сейчас нет, а вот воспоминания свежи, как вчерашний день. В первую очередь, Советская армия учила межнациональному общению. Национальный состав солдат был очень обширным: Азия, Кавказ, Молдавия, Украина и так далее. Парни молодые, горячие, кто-то из города, а кто-то из далеких селений и аулов. Соответственно, одни более образованы, другие менее. Кроме того, ребята были со своими национальными устоями и взглядами на жизнь, из-за которых иногда возникали конфликты, которые сейчас принято называть «межнациональные». Как непосредственный командир, я их пресекал, порой жестко, но так требовала обстановка. Мы все были гражданами одной страны, СССР. Нас тогда учили, что в паспортах скоро будет убрана строка – «национальность», а будет «гражданин Советского Союза». Так солдатам прививали взаимоуважение, равенство, независимо от того, какой ты национальности. Ведь и сегодня мы все жители одной многонациональной страны, и в случае военных действий будем стоять плечом к плечу, как один отлаженный механизм. Сбои тут недопустимы.
На заместителях командиров взводов учебных строевых частей лежит большая ответственность, и предъявляются повышенные требования. Служба построена так, что замкомвзвода учебных частей неотрывно находятся рядом с курсантами, живут с ними одной жизнью, в одной казарме, организуют учебный процесс и время отдыха согласно распорядку, сами проводят учебные занятия и строевую подготовку, т.е. несут те же тяготы службы, и при этом отвечают за каждого подчиненного. Это очень сложно. Замкомвзвода всегда на виду у своих подчиненных и должен быть авторитетом и примером во всем, но при этом обязан соблюдать определенную дистанцию и субординацию с подчиненными, чтобы тонкая грань воинского братства не переросла в панибратство и не нанесла вреда службе.
Павел ТРОФИМОВ: Призывы были очень разные и по интеллекту, и физическому развитию, и национальному многообразию. Например, было в одном призыве много этнических чеченцев. В другом призыве преобладали молдаване, грузины, гагаузы, узбеки. Казалось бы, разношерстная толпа, но после определенного времени, благодаря работе командного состава, из этих молодых людей становились хорошие солдаты, единый сплоченный воинский коллектив, способный выполнять боевые задачи. Служили мы тогда дружно и уважали друг друга. Ведь не секрет, что объединяет людей, в первую очередь, общее дело. А в армии одно дело, Родину защищать, это и наряды, марш-броски, учеба, несение караульной службы, боевое дежурство, хозяйственные работы. Армия белоручек не терпит.
На командные должности в учебной части выбирали единицы из сотен молодых курсантов. Критерии простые – это умение работать в коллективе, уважение сослуживцев и способность самостоятельно решать боевые задачи.
Поинтересовавшись корнями Павла Павловича, понимаешь, почему выбор командиров пал именно на него.
Папа Павел Трофимович – родовой сибирский казак, и мама Галина Григорьевна родом из донских казаков, волею судьбы встретились на фронте. Папа – кадровый офицер МГБ, пройдя всю Финскую и Великую Отечественную войну, службу закончил в 1949 году на Дальнем Востоке. Мама в 16 лет, вслед за отцом, добровольцем ушедшим в первые дни войны на фронт из Березников, в 1941 году, закончив курсы медсестер под руководством известного ныне доктора Е. А. Вагнера в Березниках, тоже ушла на фронт добровольцем, спасала раненых.
Судьба нашла пути и познакомила молодого офицера с юной медсестричкой. Итогом судьбоносной встречи стали 10 братьев и сестер Павла Павловича. Всех детей родители подняли и воспитали. Маленького Павла сестры и братья шутливо прозвали «Чапаем» за обостренное чувство к справедливости и правде. К тому же, все «военные» игры как дома, так и во дворе организовывались и возглавлялись именно им.
С 7 лет Павел посвятил себя спорту, а секция борьбы самбо стала практически его вторым домом. Вот и получается, что призывник Павел Трофимов, потомственный казак, пришел в армию, как прирожденный командир и спортсмен. Все эти факторы, сформировавшие в призывнике лидера, командиры на службе не оставили без внимания и доверили ему охрану 1-го поста, а это воинское знамя части, потеря которого влечет за собой расформирование части и несмываемый позор. А после прохождения необходимой подготовки – воспитание курсантов в учебной части, готовящей классных специалистов Военно-Воздушных Сил (ВВС).
Хорошие люди есть везде. Старшину роты, прапорщика Михаила Ивановича Чекмарева, своего старшего товарища, Павел Павлович помнит по сегодняшний день. Командир сам был молод, но был настоящим докой. Мог сделать все, за что брался: сшить, сколотить, отремонтировать и построить, спеть, сыграть и станцевать. В общем, настоящим старшиной, не только во всем помогавшем солдатам, а и сумевшем многому их научить, передать свои знания.
После службы Павел женился, вырастил и воспитал двоих детей. Старшая дочь Яна закончила Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы (РУДН) и работает по профессии юристом, младший сын Евгений, также получив высшее образование, трудится инженером на одном из градообразующих предприятий города Березники.
Казаки под руководством атамана Трофимова, действуют официально с 2001 года, являются активными участниками традиционно приуроченного ко Дню народного единства ежегодного фестиваля национальных культур «Лица друзей», который объединяет представителей разных национальностей из Березников, Соликамска, Красновишерска и Усолья. Это способствует сохранению культурно-исторического наследия народностей, населяющих Пермский край, формированиию культуры межэтнического общения и развитию творчества. Атаман Трофимов Павел Павлович является членом координационного совета по национальным вопросам при главе города Березники.
Взаимодействуя с православной церковью и оказывая ей помощь, казаки с 2010 года участвовали в строительстве Никольского храма в г. Березники и часовни Успения Пресвятой Богородицы на городском кладбище г. Березники. Два года Павел Павлович, желая помочь благому делу начала строительства Никольского храма, выполняя наказ казачьего круга, был помощником настоятеля Никольского храма по строительству. И сегодня все крестные ходы и молебны не обходятся без жертвенной помощи казаков.
В 2005 году казаки взяли на себя шефство над участниками Великой Отечественной войны, проживающими на территории бывшего Усольского района, в то время их было порядка 45. Каждый год казаки из своих личных взносов формировали адресные подарки ветеранам в виде поздравлений и продовольственных наборов. Сегодня, к сожалению, участников войны на нашей территории не осталось в живых.
После ужасного затопления г. Крымск Краснодарского края наши казаки организовали сбор средств от жителей края, вещей и посуды для терпящих бедствие. И с честью довели начатое дело до конца: доставили собранные вещи, посуду и денежные средства потерпевшим за свой счет на большой грузовой фуре.
Павел ТРОФИМОВ: Сделай благо, и оно к тебе вернется – такая есть мудрость у казаков. Вот, к примеру, формировали мы поздравительные продуктовые наборы участникам войны не ради славы, как говорится, а как дань уважения и любви к тем, кто отстоял наше Отечество от поругания, фашистской плети. И какая это была благодать, услышать от этих людей, перенесших все тяготы войны и ставших победителями, слова благодарности, другого и не надо. Или участие в строительстве православного храма, часовни на кладбище? Разве это не благое дело потрудиться для людей, и разве от него не радуется душа? Взять пострадавший Крымск, когда людей просто затопило как при всемирном потопе, выжившие остались в том, чем успели спастись. Разве это не горе? Люди откликнулись на наш призыв помочь, подключилась православная церковь, местное телевидение, общественные организации. Пожилые и молодые, юноши и девушки, дети с родителями несли все необходимое для пострадавших с верой в благое дело и Богом в душе. Наши люди очень хорошие, добрые, и молодежь у нас хорошая. Не верьте злопыхателям, после проведенной акции мы заказали благодарственный молебен с перечислением имен тех, кто откликнулся на призыв помочь страдающим. Люди приходили и говорили, мы верим вам, помогите пострадавшим, и мы с честью выполнили эту святую миссию. Человек должен делать благие дела, тогда и ему будет благодать. Благое дело – это омовение и очищение для души. Старые казаки говорили, человек смотрит и видит лицо, Бог душу. А зачем Богу грязная душа?
Министерство территориальной безопасности Пермского края высоко оценило вклад реестрового казачества в дело обеспечение безопасности охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий, вручив Павлу Павловичу благодарственное письмо. Председатель Общественной палаты Пермского края за большой вклад в дело возрождения и развития казачьей культуры, патриотическое воспитание молодежи направил атаману Трофимову благодарственное письмо.
Руководство реестрового казачества сегодня высоко оценивает волевые и организаторские способности казачьего офицера. Павел Павлович был награжден Почетной грамотой войскового атамана Волжского войска. Имеет атаман и награды, но более всего ценит памятную медаль орден Александра Невского, и на то есть у него свои причины.
Павел Павлович считает, что настоящий мужчина, рожденный воином и защитником, должен отдать свой долг Родине, конечно, если он не болен.
А тем, кто ставит под сомнение службу в армии, Павел Павлович предлагает примерить на себя такую ситуацию. Вы лежите дома, в тепле, смотрите телевизор и вам хорошо, в ваш дом заходят люди и начинают ходить по вашей квартире и делать все, что им вздумается. Бить, крушить, брать все, что им хочется. Вы будете дальше спокойно лежать и смотреть телевизор или просто кричать «помогите»?
Конечно, нет. Даже если вы будете кричать, кто придет к вам на помощь, если мы все лежим дома и не хотим защитить наш дом? Вот также и с общим нашим домом – Россией, ведь это наш большой дом, состоящий из наших маленьких квартир. Не нужно ждать, что кто-то посторонний придет, спасет вас и окажет какую-нибудь помощь. Если и ваш сосед, и другой сосед, как и вы, вместо изучения военного дела и умения защищать Отечество, тоже избрали диван, а не службу в армии? Кто защитит нас от внешнего агрессора, если не мы сами?
А для того чтобы ваша защита была профессиональной, надо знать военную службу, иметь воинскую специальность, которую можно получить только в армии. И не отсиживаться по закоулкам.