Исповедь и покаяние

Мы часто слышим такие слова, как исповедь и покаяние. Даже думаем, что хорошо понимаем их смысл. Но какая разница между этими понятиями и что их объединяет?

Человек живет ежедневно, он совершает различные поступки, его голову посещают разные мысли. Одни поступки и мысли полезны для души, другие, наоборот, являются пагубными. Совершая плохой поступок или даже думая нехорошо, человек грешит. Без греха невозможно прожить не только одного дня, но и одной минуты. Мы хорошо знаем – абсолютно безгрешен Сам Господь Иисус Христос. Именно Он, претерпев великие страдания и воскреснув, искупил грехи человечества, избавив его от вечных мук, и даровал людям право на спасение благодаря их благочестивой жизни. Но человек не может не грешить. И поэтому у нас есть шансы искупать свои грехи путем покаяния.

Согрешив, мы идем на исповедь к священнику. Исповедуясь, мы называем вслух свои грехи, каемся в них, рассказываем священнику, принимающему исповедь, все, что нас угнетает и лежит тяжким грузом на душе. Мы как бы беседуем с ним, раскрываем свои тайные дела и темные мысли, даже такие, чем не решились бы поделиться с самым близким человеком. Но рассказывать можно по разному. Кто-то при этом искренне со слезами раскаивается в содеянном, переживает, осознает свою вину перед Богом и дает себе обещание больше не повторять своих скверных дел. Кто-то не так переживает, но, тем не менее, сокрушается в содеянном. Иные считают, что достаточно всего лишь рассказать о своих грехах и можно считать себя прощенным.

На самом деле все гораздо сложнее. Недостаточно просто перечислить священнику грехи. Даже истинное раскаяние на исповеди не принесет пользы, если после этого человек продолжает грешить дальше и повторяет то же самое, в чем еще недавно каялся. Такие грехи не являются прощеными Господом.

Чтобы по настоящему избавиться от греха, лежащего на душе, нужно покаяние. То есть нужно не только каяться в грехах, но и после этого исправляться, коренным образом изменять свою жизнь, не допуская в дальнейшем повторения того же греха. И даже если не получится с первого раза, – грех повторится, нужно снова покаяться в нем и стараться навсегда проститься с этим недугом.

Можно привести простые примеры. Грех – это грязь. Так вот, исповедь как бы омывает душу от этой грязи духовной. Грех есть яд для души. Тогда исповедь есть лечение отравленной души, очищение ее от яда греха.

Покаяние, по определению Православного Катехизиса, есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом.

Исповедь (Таинство покаяния) – Таинство Православной Церкви, во время которого исповедующий свои грехи с искренним раскаянием получает разрешение и оставление грехов от Бога.

Исповедуясь, мы как бы просим прощения у Господа за нанесение Ему оскорбления. Действительно, любой грех есть оскорбление Бога – и как ослушание воли Небесного Отца, и как участие в распинании Сына Божия Иисуса Христа. Господь действительно бесконечно милосерден. Он действительно в Своей безмерной Любви и долготерпении терпит то, что не стерпел бы ни один человек на Земле, даже убийство Своего единственного Сына. Но грешному человеку нужно постоянно просить прощения у Бога, ибо нераскаянный грех сам не допускает к себе милосердие Божие.

На исповедь нужно приходить предварительно подготовившись, и самому простив ближних. Исповедь принято совершать после вечернего богослужения или утром, непосредственно перед литургией, поскольку миряне к причащению допускаются только после исповеди. Однако любой человек имеет право в любое удобное время покаяться в грехах, даже если не имеет возможности причаститься Святых Христовых Таин. И не нужно стыдиться священника, признаваясь ему в своих прегрешениях, от человека можно скрыть что угодно, от Господа не утаить ничего. А еще есть такое понятие как тайна исповеди. Признание в любом грехе, даже самом тяжком преступлении, священник никому не может передать.

Пусть никакие страхи и ложный стыд не станут препятствием идти на исповедь. Лучше понести наказание от священника, чем прийти на Божий Суд с нераскаянными грехами. Как писали святые Отцы, «нет непрощенных грехов – есть нераскаянные». Только раскаяние должно быть искренним и деятельным.

После получения разрешения от грехов нужно запомнить момент стыда, когда мы рассказывали человеку в рясе о своем падении, и представить, насколько мучительнее будет стоять перед Господом и Ему отвечать за свои деяния.

Алексей Мельников