Почти три десятилетия в Усольском районе существует традиция вспоминать 30 октября жертв политических репрессий. 20 век – великая и трагическая история страны: Октябрьская революция, Гражданская война, индустриализация, коллективизация, две мировые войны – Первая и Вторая. Все эти кровавые события одновременно сопровождались массовыми репрессиями против собственного народа, невзирая на национальность.
Вся территория Советского Союза 30-х-50-х годов 20 века представляла из себя так называемый Архипелаг ГУЛАГ. Особенно на этой карте выделялся Западный Урал, представляющий из себя одну из самых главных зон депортации трудпоселенцев и одну из основных групп концлагерей. До 1953 года Молотовская область имела разветвленную сеть лагерных подразделений. Подневольный, принудительный труд спецпоселенцев использовался для решения крупных народно-хозяйственных задач: построение г. Березники, Калийного и Магниевого комбинатов, бумкомбинатов в Боровске и Красновишерске, также труд заключенных спецпоселенцев использовался в лесной и угольной промышленности. Эта тема многие годы была закрыта, поэтому была мало исследована. Но в конце 90-х годов 20 века к этим печальным страницам истории нашей страны обратились школьники – старшеклассники под руководством своих педагогов, в том числе и учащиеся Усольского района. Поскольку Усольский район в свое время был избран местом пребывания репрессированных народов (особенно много было немцев).
Сегодня те люди, пережившие ад репрессий, уже в ином мире, а их изломанные и многострадальные судьбы навсегда останутся в светлой памяти потомков и в истории края.
Летом 2002-2003 годов в рамках проекта Усольского филиала общества «Мемориал» на территории района было организовано несколько краеведческих лагерей под руководством педагогов А. А. Зайцева, В. С. Целищева, В. А. Зелениной и методиста Дома творчества Г. Л. Силантьевой. Это учащиеся из Усолья, Орла, Пыскора, Романово, Вогулки, также было задействовано пять территорий – Усольский, Александровский районы, Березники, Соликамск, Пермь. Собранные бесценные свидетельства очевидцев помогли школьникам и взрослым узнать и осмыслить другую, великую и трагическую историю не только края, но и страны. Работали в архивах, оказывали адресную помощь (волонтерский труд), было проведено более 80 встреч с респондентами (бывшими переселенцами). Установили два Памятных знака на месте бывших поселков спецпереселенцев – п. Палашер и кирпичный завод с. Пыскор. Был издан пакет методических материалов по краеведению, буклеты, брошюры по материалам проекта, снят фильм. Материал о судьбах спецпереселенцев был передан в г. Пермь в общество «Мемориал» и г. Москва в Российский государственный архив политических репрессий.
Таким образом, школьники внесли особую лепту в увековечивание памяти известных и безымянных людей, которые в условиях, близких к критическим, оставались верны своему долгу, своей стране и служили ей беззаветно до конца, вписав в историю века свою строку.
Это было! Это было в той стране, о которой не загрезишь и во сне
Первые немцы-трудармейцы прибыли в Прикамье 24 сентября 1941 года1. Они были размещены в бесчисленных лагерях ГУЛАГа Молотовской области (ныне Пермский край). Большинство лагерей размещалось на пустом месте, и немцы сами строили для себя лагеря почти на всех крупных стройках и бесчисленных лесных поселках Прикамья, Верхнекамья. Призыв в так называемую трудармию можно назвать особой формой репрессий по национальному признаку. Туда попадали советские граждане тех национальностей, которые были официально признаны «врагами народа». Львиную долю трудармейцев составляли советские немцы.
С ноября 1942 года по август 1943 года на Западный Урал прибыла партия в
16 467 немцев, мобилизованных на предприятия Наркомнефти, Наркомугля, Наркомлеса и других Наркоматов. Согласно Постановлению Государственного Комитета Обороны от 7 октября 1942 года, значительная часть мобилизованных немцев отправлялась на работы в исправительно-трудовые лагеря. Так, согласно Постановлению ГКО от 10 января 1942 года в рабочие колонны Усоллага попало 4 940 немцев и на Соликамскстрой – 2 396 немцев.
Наша справка: Усольский ИТЛ был организован 5.02.38 года. Расположился он на территории Молотовской области в г. Соликамск. Заключенные работали на лесозаготовках; заготовке лыжных болванок; изготовлении лыж для армии; деревообработке; выпуске шпал; мебельном, швейном и обувном производстве. Занимались сельскохозяйственными работами; обслуживанием судо-ремонтых мастерских в Соликамском затоне; в механических мастерских; узкоколейных железных дорог; автобаз; дровозаготовками; сплавными и погрузочно-разгрузочными работами; строительством домостроительного цеха; автодорог; производством кирпича; капитальным строительством. В 1942 году численность заключенных в Усольском ИТЛ доходила до 37 111 человек.
Мобилизация проводилась и в последующие годы войны. Формально трудармейцы репрессированными не считались. В первую очередь требовалось соблюдение директив и инструкций, касающихся труда и жизни мобилизованных, которые шли в разрез с советскими законами. На основании введенных в годы войны правил, инструкций трудармейцы лишались свободы передвижения, им запрещалось хранить паспорта и военные билеты. Самовольные отлучки из трудпоселков приравнивались к дезертирству с поля боя, со всеми вытекающими последствиями.
Из воспоминаний Эрвина Готгильфовича Мартина, Почетного гражданина г. Березники (записано Силантьевой Г. Л. в 1998 г.): «Родился в Запорожской области в районе немецких поселений, существовавших там со времен Екатерины Второй, окончил школу-десятилетку, поступил в Мелитопольский институт инженеров-механиков сельского хозяйства.
Когда заканчивал второй курс института, началась Великая Отечественная война. В трудармию был мобилизован вместе с братом. Попали мы на Урал (Верхнекамье), в Боровск. Распределили нас в лагерь под номером 3 с колючей проволокой, вышкой, собаками. Жили сначала в палатках, потом начали строить бараки. А в 1942 году отправили нас в Березники на строительство порохового завода. Он располагался на Адамовой горе, и опять палатки и бараки. В каждом бараке была яма для хранения картошки. Один из лагерных начальников, известный своим самодурством, мог посадить любого в такую яму. Многие не выдерживали этого унижения и кончали жизнь самоубийством. Ежедневно умирало до 10 человек. Трупы сбрасывали в общую яму недалеко от поселения. На возмущенные замечания мы слышали неизменное: «Что вы волнуетесь, вас много, пришлют еще, а мы должны помочь нашей армии уничтожить всех немцев». От неосторожного обращения с огнем завод взорвался, во время взрыва погибло более 700 человек, восстанавливать его и не пытались. Со стороны местных жителей мы неприязни не чувствовали, а со стороны командного состава было всякое. Среди них встречались разные люди. Далее работал на лесоповале, лесосплаве, а затем меня перевели в строительную бригаду. За короткий срок стал мастером, потом прорабом.
Так началась моя строительная карьера. Квалифицированных строителей среди немцев почти не было, а у меня все-таки было два курса за спиной. В лагерях нам приходилось работать с политзаключенными, среди них имелись опытные строители, у них мы учились. Даже главный инженер Соликамскстроя НКВД тоже был заключенным, опытный, талантливый организатор, генерал Иван Павлович Байков. В соликамских лагерях я познакомился с удивительным человеком Евгением Антоновичем Вагнером (ставшим впоследствии Почетным гражданином города Березники, Почетным гражданином города Пермь, академиком, профессором медицинских наук). Это произошло случайно. У многих трудармейцев после выселения остались различные мелкие хорошие вещи: часы, бритвы и т.д. По выходным дням мы ходили в соседние поселки и меняли их на хлеб и картошку. Получив разрешение у коменданта, я пошел менять часы.
У одного из домов увидел человека – это был Вагнер Е. А. Так мы познакомились, подружились, в дальнейшем наша крепкая дружба часто выручала нас из многих, казалось бы, безвыходных ситуаций. Жилищные условия наши были близки к ГУЛАГовскому быту. Внутри бараков находился длинный коридор с двухярусными нарами. Режим работы в лагере был следующим: в 6 утра подъем, в 7 завтрак, а с 7.30 до 21.00 работали на лесоповале, а зимой до 20.00 вечера. Один раз в 10 дней топили баню, надевали чистое белье. Питание в лагере было плохое, да и то давали по итогам работы. За невыполнение нормы из первого котла 400 г; за выполнение из второго котла давали 500 г, а за перевыполнение из третьего котла давали 700 г. Особенно большая смертность была в первые годы войны. Люди умирали от истощения, суровых уральских морозов.
Но, несмотря на жестокое обращение, мы трудились добросовестно, тем самым внося каждый свою долю в общую победу над фашизмом. В 1945 году Соликамскстрой НКВД был ликвидирован, лагерный режим для высланных немцев заменили спецпоселением. Были созданы спецкомендатуры, раз в месяц каждый спецпоселенец был обязан отмечаться там. От спецпоселения нас освободили только в 1956 году, выдали паспорта, разрешили менять место жительства, но было запрещено возвращаться туда, где мы жили до войны. Вот так я и остался в Березниках».
В 1960-е-1970-е годы «Березникихимстрой» становится крупнейшим строительным трестом в области. Многие промышленные объекты Верхнекамья строятся в эти годы. Трудно найти в г. Березники улицу, квартал, крупный промышленный объект, в строительстве которого не принимал бы участие Эрвин Готгильфович Мартин. Итак, пройдя путь от заключенного спецлагерей до управляющего строительно-монтажным трестом «Березникихимстрой», он проработал на ведущих стройках Верхнекамья 44 года.
Он вспоминал: «Мне повезло в жизни, пройдя все испытания, я не сломался – остался жив. Работал на таких стройках, которые являлись мечтой для каждого строителя. Мы создавали города, заводы, поселки. Повезло мне еще и в том, что, несмотря на все трудности и тяготы жизни, я встречал очень много хороших, добрых и порядочных людей, которые поддерживали меня в трудное время. Менять я ничего не хочу. В моей жизни, как и жизни моей страны, есть черные и белые страницы».
Да, действительно, трудармейцы трудились добросовестно и исправно, внося свой вклад в Великую Победу. Это был вынужден признать и Сталин. Он объявил благодарность коллективу Соликамскстроя за труд и сбор средств на постройку танковых колонн и авиаэскадрильи. Многие немцы тогда стали Героями Советского Союза. Когда закончилась война, весной 1946 года несколько тысяч трудармейцев отправили строить Березники.
Из воспоминаний Ивана Адольфовича Гауса, жителя города Усолье (записано Силантьевой Г. Л. в 1998 г.): «До войны мы жили на Северном Кавказе, в г. Невинномыск, отсюда отец и старший брат ушли на фронт. И здесь наша судьба круто изменилась, за то что мы были немцами, семью разлучают. Мать и трех сестер высылают в Сибирь, а меня отправляют на Западный Урал, на лесоповал. С 1942 года я работал вместе с другими ссыльными на Яйвинском лесоучастке (Усоллаг). Таких «врагов народа», как я, в Яйве было больше 600 человек. Из 600 человек впоследствие удалось выжить 20. Это те немногие счастливчики, которым удалось выстоять».
До 1957 года Иван Адольфович находился под комендатурой, далее приезжает в г. Усолье и работает строителем – сначала плотником, затем бригадиром, потом мастером. С гордостью вспоминал бывший строитель о тех стройках, в которых он участвовал. А это вся центральная часть г. Усолье. За свой труд Иван Адольфович награжден медалями и почетными грамотами.
Из воспоминаний Гермины Васильевны Бассауэр, с. Романово Усольского района (записано Зайцевым А. А. в 2000 г.): «Сталин во время войны всех немцев выселил с Волги. Моя семья проживала в с. Пазель, сейчас это Подлесовский район Саратовской области. Отправили нас сначала в Казахстан, а в 1942 году в трудармию под Ныроб, Чердынский район Молотовской области, заготавливать лес на лесоповал. В 1946 году нас перевезли в п. Палашер Усольского района. В Палашере в то время проживало 17 национальностей, высланных со всего Советского Союза. Поселок жил одной дружной семьей, поддерживали друг друга как могли. Дома не закрывались на замки. В поселке была восьмилетняя школа, фельдшерско-акушерский пункт, клуб, библиотека. Крутили кино, устраивали вечера отдыха, танцы. В поселке был замечательный струнный оркестр, в котором играли русские и немцы. Мы, немцы, по тем суровым временам не считали себя очень обделенными, потому что научились выживать. Другим было еще хуже. В соседних поселках вымирали целыми партиями: узбеки, калмыки, крымские татары и другие южные национальности. Подтверждением тому служат два больших кладбища спецпереселенцев на территории с. Романово и с. Вогулка Усольского района».
Судьба многих немцев, высланных в Верхнекамье в 30-е-50-е годы, связана с кирпичным заводом (записано Зелениной В. А. в 2000 г.) До недавнего времени люди о нем позабыли, старались не вспоминать. Но благодаря воспоминаниям Нестерова и Мишарина, жителей с. Пыскор, удалось восстановить, казалось бы, навсегда утерянную историю завода. Вообще заводов было два – верхний и нижний. Верхний завод работал до 1936 года; там в начале была артель. Нижний завод был пущен 1938 году, он от «СевУралтяжмашстрой». На этих заводах работали и жили в основном спецпереселенцы, в войну – трудармейцы-немцы, после войны – пленные немцы, власовцы и калмыки.
Кормили трудармейцев плохо, в основном это была баланда, распределение хлеба было по трем котлам: за невыполнение – 300 г, за выполнение – 500, перевыполнение – 700. Были бочки с настоем хвои, ее пили от цинги. Умирали в основном от истощения и холода. Суточная норма кирпича была 18 тысяч в сутки, работали в две смены – с 7 до 19 и с 20 до 7 часов, план практически перевыполнялся всегда. Кирпич шел на строительство Березников и производственных объектов. Несчастные случаи на заводе были частыми…
В 1947 году вышел Указ о спецпоселении; многим просто некуда было уезжать, и они остались в с. Пыскор, стали работать как вольнонаемные. Впоследствие даже занимали руководящие посты. К примеру, в 1949 году директором завода был Беккер, немец (имя отчество не удалось установить), мастер Давид Круч, бухгалтер тоже немец… На этом заводе остался работать Энс Абрам Исаакович. Он проживал в Пыскоре до 1964 года. Многие немцы так и работали: сначала на кирпичном заводе, потом в совхозе, как Филипп Яковлевич Массольд.
Все они обзавелись семьями, женились на русских. Смешанные браки были разрешены, но до 1957 года официальная регистрация брака не разрешалась. Даже в создании семей спецпоселенцам властями чинились различные препоны. Нужно было немало мужества со стороны русских девушек, вступающих в смешанный брак.
Впоследствии Эдвин Александрович Гриб, председатель Соликамского отделения общества российских немцев «Возрождение», говорил: «Если бы не русские девушки, женщины, которые стали подругами нашей жизни, нас бы осталось еще меньше. Мы преклоняемся перед величием души русской женщины. Только русские женщины, наверное, могут быть декабристками». От этих браков рождались дети и, как правило, они стали в будущем достойными людьми – учителями, врачами, военными, строителями, инженерами, учеными и т.д. (записано Силантьевой Г. Л. в 2000 г.)
Много десятилетий пролетело с тех пор. Позже, в конце 80-х-90-х годах, кто-то уехал на историческую родину, в Германию. Но герои вышеприведенных воспоминаний остались жить на верхнекамской земле навсегда. За скупыми свидетельствами кратких биографий сложные драматические судьбы, полные суровых испытаний, трагедий, горечи, разочарований и все-таки надежд и побед. Судьбы спецпереселенцев сегодня служат правдивыми свидетелями событий и фактов трагического прошлого страны и предостережением будущим поколениям. Такого не должно повториться!
Рудольф ШЛЕГЕЛЬ. Из книги «Жизнь, душа и сердце». (Материалы переданы Грибом Э. А. Силантьевой Г. Л. в 2000 г.) – книга о спецпереселенцах «Жизнь, душа и сердце» издана в 90-е годы в Америке. «Как бы ни было тяжело вспоминать это страшное время, в этом нужно разбираться, иначе нам не понять, не увидеть корней нынешних национальных конфликтов и проблем. Пережитое не забывается, наоборот, с новой силой просится осмыслить его».
Памяти жертв политических репрессий
Горите ярче свечи,
Сияй лазурь небес,
Звучите тише речи,
Рождайся день чудес.
Не все прекрасно в жизни,
До счастья далеко,
И тяжки дни Отчизны,
И жить нам нелегко.
Но сердце не сдается,
И вертится земля,
Былое нам зачтется,
Знать жили мы не зря.
Спокойно спите жертвы,
Ужасных лет войны,
С годами не померкнет
В нас память той поры.
1. Депортация народов СССР 1930-1950 гг. Справка о переселении граждан немецкой национальности.