Это слово стало почти магическим после знакомства с историей древнего Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря. На протяжении 20 лет он был расположен в устье речки Лысьва.
Первый раз поехали, совершенно не представляя, что это за деревня такая. Автобус от Березников до Лысьвы ходит не каждый день. Уже одно это говорит о незначительности места. А когда-то это был оживленный уголок в российской глубинке. Вышли из автобуса на конечной остановке, не зная, куда двинуться дальше. И совершенно незнакомый молодой человек согласился показать место древнего монастыря. На окраине деревни – опушка леса, среди травы едва заметные кучки битого кирпича – остатки бывшей монастырской каменной ограды. Больше в этот день узнать ничего не удалось. Как располагался монастырь, какую территорию занимал?
Повторно на этом месте удалось побывать с бывшим главой Пыскорской администрации Пономаревым Александром Филимоновичем. Тогда мы увидели рядом с дорогой кирпичную кладку буквально сравнявшуюся с поверхностью земли. Что здесь было? Монастырская стена или какое-то другое строение? Мы выходили на берег реки Кама, пытаясь определить, где Лысьва вливается в Каму. Оно значительно выше по течению. Вопросов было много.
И, к счастью, Валентина Степановна Томас, специалист тогда еще Пыскорского сельского поселения, познакомила нас с Ипатовыми. Александр Николаевич – бережный хранитель исторической памяти о своей малой родине, согласился провести нас по территории бывшего монастыря. На этот раз у нас был план, взятый из книги священника и писателя Ипполита Словцова.
Вполне возможно, что дорога, проходящая по деревенской улице и упирающаяся в лес, вела к главным монастырским воротам. А монастырь располагался по обе ее стороны. Южная стена бывшего монастыря доходила почти до самого берега. Идя по дороге в противоположную сторону, вновь обнаруживаем площадку с битым кирпичом.
Согласно плану, в былые времена здесь находилось огромное пятиэтажное здание, в котором и размещался главный соборный храм – Спасо-Преображенская церковь. Однажды во время церковной службы обрушились своды собора и погибли около 70 человек. История эта в Лысьве передавалась из уст в уста многими поколениями. И сегодня лысьвенцы помнят об этой трагедии.
Александр Николаевич держит в руке обломок большого кирпича и поясняет, что такой кирпич заметно отличается от современного, меньшего по размеру. Технология изготовления кирпича в ту пору была совершенно иной. Глину рабочие месили ногами.
Место, обнаруженное нами, никак не соответствует по своим размерам фундаменту, изображенному на плане здания. Время скрыло многие следы святой обители. Скорее, здание церкви находилось ближе к берегу реки, а обнажившийся фрагмент фундамента относится к западной части собора.
Наверняка, здесь раньше был монастырский двор. Он не зарос лесом. Справа, в лесу, находим целую гряду холмов и рытвин. На этой восточной стороне обители, протянувшейся ныне вдоль камского берега, а когда-то вдоль берега Лысьвы, был расположен огромный настоятельский корпус.
В свое время в Лысьве был лес-промхоз. Для устройства дороги к месту вырубок использовали монастырский кирпич, который оставался после перевозки строительных материалов в Пермь. Экскаваторами разламывали фундаменты, увозили и ссыпали на лежневку.
Там, где на плане в качестве северной стены возвышаются трехэтажные монашеские кельи, Александр Николаевич показывает прямую дорожку из остатков монастырского фундамента. Тропинка теряется в лесу. Из-за дождя мы поворачиваем назад, но это еще не конец открытиям.
Монастырь был построен, по рассказам историков 19 века, как раз в устье реки Лысьва. И назывался Пыскорско-Лысьвенским. Мы же, обойдя за два с половиной часа довольно обширное пространство, никакой речки не увидели. Только широкая гладь Камы да рыбацкая лодка виднелись вдали.
Александр Николаевич удивляет своим ответом: «Устье речки Лысьва примерно там, где сейчас лодка с рыбаком». Двести лет назад все было по-другому. Кама была намного уже, а монастырский берег действительно омывался водами Лысьвы. В пятидесятые годы 20 века Кама разлилась, перекрытая плотиной, и поглотила устье маленькой речки.
Коренные лысьвенцы знают, что здесь монахи соорудили пруд и разводили рыбу. На этой пойменной части берега и был пруд. Дальнейшее знакомство с территорией монастыря продолжает другой житель Лысьвы – Александр Вершинин.
Благодаря ему, удалось увидеть нынешнюю панораму древнего монастыря со стороны реки Кама. Теперь уже с другим проводником по остаткам кирпичного фундамента заходим в лес по другую сторону поляны. В угловой точке, на пересечении с предполагаемой западной оградой монастыря, вновь начинается огромный ров, заросший кустами и деревьями. По плану в этом месте располагалась огромная колокольня, а шедшая от нее широкая стена являлась не чем иным, как трехэтажными монашескими кельями, которых было на этой стороне 96.
Периметр монастырских стен легко просматривается на местности. Имея данный план, можно с большой определенностью сказать, где и какие строения находились. Пробираться по этой канаве довольно трудно. Ноги постоянно цепляются за упавшие стволы деревьев, сухие ветки, за корни кустарников. Мы идем по этому бурелому и натыкаемся на часть бывшей стены. Видны два отверстия, сверху и сбоку. Говорят, раньше здесь была железная решетка. Что это? Вход в какой-то тайник? Опять – вопросы.
На пересечении западной и южной оград монастыря Александр находит несколько маленьких обломков старинной мозаики и передает нам. Как видно на плане, тут находилась еще одна церковь.
Сейчас на этом месте заросший котлован, а далее опять длинные глубокие канавы. Современные жители деревни и дачники безжалостно заполняют их бытовыми отходами, образуя на территории бывшей монашеской обители огромные мусорные свалки. Продвигаясь вдоль этой ужасающей канавы, снова выходим на то место, с которого наше путешествие началось. На противоположном берегу отчетливо видны силуэты Соликамска. Александр рассказывает, что раньше, пока не разлилась Кама, здесь был брод, по нему лысьвенские женщины пешком и на телегах переправлялись на соликамскую сторону мыть гальку.
Итак, мы прошли по периметру монастыря, а точнее вдоль его бывших стен. Мы увидели подлинные следы его пребывания. Наши проводники трогательно поведали нам обо всем, что знали и сохранили в памяти. Нам посчастливилось беседовать еще с некоторыми жителями Лысьвы и дачниками. Все они с большим уважением и почтением говорили о бывшем здесь монастыре. О том, что жившие здесь монахи молились за их предков, за эту деревню. И хорошо было бы, как в Пыскоре, установить в Лысьве памятный крест – свидетельство пребывания древней монашеской обители.
Надежда НОРИНА