Стоишь, жара, пекло настоящее, а его все нет и нет. Десять минут ждешь, двадцать ждешь, через минут сорок подкатывает, еле на ладан дышит. Но ты ему рада как самому дорогому «мерседесу». И пусть на одной ножке стоишь, и пусть тебя трясет по кочкам, и гудит изношенный ПАЗик, как танк, но ты едешь. Иначе как преодолеть это расстояние из пункта У в пункт Б. Два города веревочкой связаны мостом, семьями, работой и отдыхом. А проблемы с доставкой народа из Усолья в Березники и обратно до сих пор как нож острый тем, кому это расстояние приходится ежедневно преодолевать.
Есть расписание, по которому автобусы должны ходить строго по графику, соблюдая минуточки. А по сути что? Срывы рейсов. Если сосчитать долгие минуты ожидания всех, кто простаивает на остановках, получится чья-то целая жизнь. Не говоря уже о болезнях, простудах, перегревах, которые легко заработать, в жару и в холод на открытых остановках. Пассажирские перевозки оставляют желать лучшего.
Мы попытались разобраться в непростой ситуации, которая сложилась с общественным транспортом в Усольском районе.
На территории района автобусные сообщения осуществляются четырьмя частными перевозчиками, которые выиграли в конце 2012 года конкурс на муниципальный заказ по всем документам и в соответствии с требованиями. На территории района действует 11 маршрутов.
На сегодняшний день маршруты № 105 и № 527 «Усолье — Березники» обслуживают ИП Уланов и ИП Гильфанов. Они уже давно на этом рынке.
ИП Уланов работает на базе бывшего АТП-2 города Соликамск. А Гильфанов пришел в Усольский район два года назад. Маршрут № 1 «Мясокомбинат — микрорайон «Усольский» является городским маршрутом, его обслуживает ИП Канашин.
ИП Коваленко обслуживает несколько маршрутов по району – «Усолье — Пыскор», «Усолье — Лысьва», «Усолье — Щекино». Вот с ним, по словам координатора транспортных перевозок в районе Андрея Турова, проблем никаких нет.
Андрей ТУРОВ, директор МУП «Усольеавтотранс»: Координацией транспортных перевозок мы уже занимаемся третий год. Есть свои проблемы. С перевозчиками встречаемся еженедельно. Обсуждаем проблемные маршруты, неполадки, замечания и так далее. В основном клиентов, то есть пассажиров, волнует, что автобусы ходят не вовремя. Нашей основной и главной задачей является отслеживать ситуацию и быстро принимать меры. Если что-то у них ломается, мы сразу связываемся с перевозчиком, и они должны все устранить. У нас в договорах прописаны штрафные санкции, но пока ни к одному из них они применены не были. Доработаем юридическую базу и наказывать будем материально. Это будет эффективней. На мой взгляд, вся проблема в состоянии наших дорог. От них зависит состояние транспорта. Если дороги не совсем соответствуют требованиям, то автобусы, большинство из которых и так не новые, быстро изнашиваются – результат механических поломок.
Более 80 процентов автобусов на наших дорогах – ПАЗики. Считается, что это рабочая машина для наших дорог. Но они в ужасном состоянии. Один из перевозчиков купил новый ПАЗик, за три месяца он уже ломался пять раз.
Главный координатор еще раз подчеркнул, что есть в районе перевозчики, которые приобретают новые автобусы, это «ТазмерТранс», который обслуживает «Усолье — Орел». Эта организация находится на территории района и старается качественно выполнить услугу.
У ИП Коваленко на линии тоже в основном новый транспорт, он каждые два-три года меняет транспорт на новый.
Андрей КУЗНЕЦОВ, пассажир: Езжу на автобусах часто, в основном на работу. Да, бывает такое, что автобус не пришел. Но все равно выходишь из дому заранее, чтобы было время добраться. Ехать не так уж и близко. Приходилось ловить попутки, и такси вызывать. Но когда как. То хорошо ходят автобусы, то нет. Иногда на это влияет и погодный фактор. Если на улице морозы, тогда точно автобусы начинают опаздывать.
Да, срывы графиков происходят не редко, особенно в утренние часы и в вечернее время, причем на маршруте «Усолье — Березники». Это случается практически каждый день. Люди, простоявшие на остановках, часто звонят диспетчерам МУП «Усольеавтотранс» и в Единую дежурную диспетчерскую службу района. Но из-за большой протяженности дороги не всегда сразу получается заменить автобус. Кстати, именно эти звонки для координаторов являются теми самыми сигналами, по которым они отслеживают ситуацию. В администрацию Усольского района напрямую тоже очень часто обращаются те, кто пострадал от несвоевременных рейсов. Один раз в месяц для разрешения вопросов все перевозчики и координатор собираются на совещание.
Этим летом, например, возникла необходимость добавить еще один дополнительный рейс по маршруту «Усолье — Белая Пашня», и его добавили. Посчитали, что в дачный сезон он просто необходим. В этом году все лето ходит маршрут № 1 «Усолье — Микрорайон», что очень радует людей. В
се автобусы по закону сейчас оборудованы системой ГЛОНАСС, которая позволила бы отслеживать весь транспорт на маршрутах. Но, к сожалению, пока нет сервера, с помощью которого можно было отслеживать всю ситуацию на дорогах. Даже не дожидаясь звонков разгневанных пассажиров. Уже была видна бы вся картина на трассе. Такая система бы во многом облегчила бы контроль за пассажирскими перевозками по Усольскому району.
Руфина НОВИКОВА, и.о. зам. главы администрации Усольского муниципального района: Транспорт, что у Гильфанова, что у Уланова – не новый. У Гильфанова автотранспорт импортного производства, но уже очень изношенный, побывавший в использовании. Конечно, хотелось, чтобы перевозчики более ответственно относились к перевозкам по Усольскому району, занимались транспортом, чтобы была культура обслуживания повыше. Это все-таки услуга населению. Главная задача, чтобы люди получали качественную услугу. Если каждый будет отвечать за свою работу, то проблем будет намного меньше.
Самым проблематичным, по словам Руфины Новиковой, является маршрут «Усолье — Железнодорожный». Именно на него наибольшее количество жалоб. (Это и маловместительные Газели, и грязь в автобусах, и грубость как водителей, так и кондукторов). Сменили перевозчика, сейчас их обслуживает ИП Гильфанов, число жалоб не уменьшилось. Но он старается удовлетворить все желания пассажиров. Хочется, конечно, чтобы проблем на этом маршруте не было совсем. Но не всегда есть возможность запускать на эту линию, большие автобусы, чтобы люди не оставались на остановках.
Конечно, по договору можно наказать перевозчика и расторгнуть договор. Сменить одного на другого. Но изменится ли с этим качество?
Общественный транспорт должен быть доступным, комфортным и надежным. Тогда все будут довольны этой услугой.
Ольга ЮШКОВА