Марию Зеленину в Усолье знают многие. Она бессменный руководитель местного горпо, была народным депутатом, много лет работала в избирательной комиссии. Полвека отдала городу, ставшему для нее второй родиной.
На дальней станции сойду…
Мария Александровна родом из Свердловской области Ревдинского района. Семья была большой, многодетной. Ей, старшей, выпало первой улететь из родительского гнезда. Со школьной скамьи девочка Маша мечтала поступить в торговый техникум, работать с цифрами – ей всегда легко давалась математика. Однако посвящать себя сухой науке не хотела, поэтому выбрала торговую сферу, где надо уметь не только хорошо считать, но и общаться с людьми, понимать их запросы и потребности.
В техникум поступила с первого раза, хотя конкурс был серьезный – 12 человек на место. Мария знала, поступить должна обязательно, чтобы близкие могли ею гордиться. Они и гордились – еще бы, девчонка из уральского села стала руководителем крупной торговой организации, которая уже 20 лет снабжает качественными товарами жителей Верхнекамья.
Усольская страничка в жизни Марии Зелениной началась летом 1970 года, когда ее, 18-летнюю выпускницу техникума, направили в Пермскую область.
– Эти места для меня давно стали родными, – делится Мария Александровна. – Здесь все самое дорогое: семья, работа. Пусть уже нет со мной любимого мужа и младшая дочка Юля живет в другом городе, но я все равно накрепко привязана к усольской земле. Если уезжаю надолго, начинаю скучать, маяться, мысли так и кружат: как там без меня, скорей бы обратно. Вся жизнь здесь прошла, хоть и непростая порой, зато счастливая.
Сложности – не помеха
Слово «трудности» Мария Зеленина не признает, говорит вместо него «сложности». Не привыкла жаловаться: мол, извините, трудно было, не справились. Для нее данное ею слово – кремень, если что обещала – обязательно сделает, а сложности… Куда ж без них. На то и даны нам голова да руки, чтобы не охать, а добросовестно делать свою работу – считает Мария Александровна. Торговая сфера, где она трудится уже полвека, первой реагирует на все изменения в экономике – из-за них то спрос падает, то цены скачут. Приходится постоянно решать самые разные проблемы, выполнять план, давать прибыль. А в потребительской кооперации – еще и держать ответ за работу горпо перед несколькими десятками пайщиков.
И не так уж важно, какое сейчас время, главное – вера в себя и свои силы. Мария Александровна вспоминает: в стабильные 1970-е годы сложностей было не меньше, чем в переломные 1990-е, суматошные нулевые. Думала ли товаровед Машенька, приехавшая в распаленное июльским зноем Усолье, что скоро будет бегать в 40-градусный мороз на работу в управление райпо, что когда-то находилось на улице Жданова. А еще через пару лет, когда ей поручат работу кладовщика, будет топить по утрам печку в каморке огромного стылого райповского склада, заполнять бесконечные накладные, отогревая дыханием озябшие пальцы и застывшие в ручке чернила.
Когда выпадала командировка в Пермь, Мария одна ходила через заснеженную Каму – нужно было успеть на поезд, уходивший в полночь с березниковского вокзала. Мос-та через реку тогда еще не было, снаряжать специально для нее машину или подводу никто и не думал. Так и шагала в непроглядной темноте по льду – туда и обратно.
Горпо не сразу строилось
Зимой одолевали морозы, летом – жара, в межсезонье – распутица, когда сельские дороги исчезали под слоем жидкой грязи. До реорганизации к Усольскому райпо относились 68 магазинов, разбросанных по огромной территории. И каждому нужен был контроль, учет и бесперебойная доставка товаров первой необходимости. Сегодняшним горожанам, избалованным открытыми на каждом углу торговыми точками, сложно понять, насколько беспокойное и ответственное это дело – районная кооперация, снабжение удаленных поселений, где один магазин на всю деревню. Однако Мария Зеленина вспоминает те нелегкие годы со светлой грустью.
– Понимаете, тогда и жить, и работать интересно было, – теплеет взгляд моей собеседницы. – Жаль, что в прошлое нельзя вернуться – хорошее было время, искреннее. Работали с душой, отдыхали с душой, были одной семьей.
Николай Репин, к примеру, возглавлял Усольское райпо более 15 лет. Сплоченный, дружный коллектив – это его заслуга. Его предшественник Геннадий Аксенов – один из первых руководителей общества, которые немало сделали для развития кооперации в районе.
Около пяти лет руководил райпо Владимир Кулаков, вместе с которым Мария Александровна работала в то время, когда в стране начинались глобальные перемены. Разваливался казавшийся не-
зыблемым Советский Союз, по стране ширилась перестройка, экономика с трудом переходила на неведомый для России рыночный формат.
Если бы не поддержка коллег, признается Мария Александровна, разве смогла бы она в одиночку вывести на верный курс Усольское горпо, руководителем которого ее избрали в августе 1999 года. Старшее поколение до сих пор помнит, как непросто тогда приходилось и большим предприятиям, и малым. Проценты по кредитам взвинчивали втрое, средства на развитие общества порой приходилось занимать под 240%.
«Не представляю, как мы их платили», – рассказывает Мария Александровна, но знает точно: рассчитывались всегда вовремя и с поставщиками, и с кредиторами. Каждый рабочий день начинался с подсчетов. Садилась за стол вместе со своей правой рукой, главным бухгалтером Валентиной Терешиной, о которой и сегодня говорит с благодарностью, сводила цифры. Сколько наторговали, кому что отгрузили, с кем пришло время рассчитаться – все было записано в обычном ученическом дневнике. Мария Александровна и сегодня доверяет ему больше, чем новомодным органайзерам. Каждый год заводит новый дневник и вписывает в него аккуратные столбики цифр – приход, расход, платежи…
Кадры решают все
Спустя годы первой помощницей председателя Зелениной стала старшая дочь Ирина. Завсегдатай маминого кабинета, она играла вместо кукол тяжелыми бухгалтерскими счетами. Сегодня Ирина Викторовна Кузнецова – опытный товаровед с многолетним стажем. Ей Мария Александровна доверяет, как самой себе. Наверное, потому, что никогда не давала дочке поблажек, всегда строго спрашивала за работу с нее и с других подчиненных. Но еще строже спрашивала с себя, следила, чтобы в делах всегда был строгий порядок. Потому сумела вывести убыточное в начале деятельности предприятие в рентабельный бизнес, с собственными оборотными средствами и отсутствием кредиторской задолженности. За что Марию Зеленину не раз отмечали высокими наградами и даже орденом Центросоюза РФ, а горпо, которым она руководит, дважды присуждали звание «Лучшая компания года».
Она же, в свою очередь, добрым словом вспоминает отвечавшую за кад-ры Людмилу Еремкину – свою наставницу и опору, товароведов Валентину Минину, Татьяну Кочеткову, Валентину Катюхину, Нину Суханову, заместителя по торговле Лидию Рассадникову, начальника планового отдела Нину Падучих, завмагов Марию Шаврину, Татьяну Якимову, Светлану Долгинцеву, Наталью Ивкову, Елену Костыря, главных бухгалтеров Марию Незнаеву, Галину Онянову, Нину Якимову, Любовь Репину.
Работать и развиваться
Конечно, деятельность Усольской потребкооперации и сегодня сталкивается с трудностями. По большей части – из-за экономической нестабильности последних лет. Однако на прибыли и качестве услуг это не сказывается. Напротив, каждый год растет ассортимент торговых точек, главной из которых стала «Рябинушка» – магазин в центре старого Усолья, любимый не одним поколением горожан и жителей окрестных поселений. Здесь всегда можно купить различные промтовары, а также семена, удобрения, инструменты, так нужные всем, у кого есть свое хозяйство.
Чтобы идти в ногу со временем и выполнять план по оптовой торговле, Усольское горпо прошло регистрацию на сайте госзакупок и стало полноправным участником конкурсных процедур.
Прибыль прибылью, но не забывает общество и о нуждах земляков, которые Марии Зелениной известны не понаслышке. Будучи депутатом горсовета, она часто встречалась с избирателями, помогала им решать насущные проб-лемы. И сегодня социальная работа – одно из наиболее важных направлений в деятельности Усольского горпо. В списке его добрых дел – благотворительная помощь социальным учреждениям, малоимущим семьям, городской ветеранской организации. Однако главное внимание все же основной работе – торговле качественными товарами по приемлемым ценам, комфорту и чистоте в торговых помещениях, вежливому отношению к покупателям.
– Наши магазины должны работать так, чтобы людям хотелось приходить сюда за покупками, – убеждена Мария Александровна. Такую задачу ставит она перед своими коллегами. И они делают все, чтобы покупатель с удовольствием приходил в магазины Усольского горпо, мог купить то, что ему нужно, а уходил с хорошим настроением и желанием вернуться вновь.