Особые дети

Особыми детьми – называют детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ), которые по разным причинам в основном не могут обучаться в обычных общеобразовательных школах по причинам серьезного заболевания либо имеющие отклонения в развитии. Эти особые дети имеют и особые потребности: в специальных условиях, технологиях обучения, в особом внимании и воспитании со стороны педагогов. Ведь они, как и все, имеют право на образование, закрепленное действующим законодательством РФ и нормами международного права.

На территории Усольского муниципального района в настоящее время проживают 30 особых детей до 18 лет, 27 из которых – школьники.

Человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности: психических или сенсорных дефектах. Поэтому он не может исполнять те или иные функции или обязанности. Так где же ни получают образование?

Спецшколы и интернаты

Лариса ЖУРАВЛЕВА, заместитель начальника управления образования Усольского района по основной деятельности: В число детей с ограниченными возможностями здоровья входят и дети-инвалиды. Существует несколько вариантов их обучения. Это спецшколы и интернаты для детей с проблемами зрения и слуха, как правило, это образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся. В них не только дают общие знания, но и помогают ученикам в формировании навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей. Значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья, также обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, как например, в Пыскорской школе-интернате для детей с ОВЗ, в которой созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации.

К слову, в России создана достаточно широкая дифференцированная сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, а также с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

Но минусом такого образования является значительная удаленность специального (коррекционного) учреждения от места жительства семьи. Например, спецшколы для слабовидящих и слабослышащих детей находятся только в столице Пермского края.

Учимся дома

Есть и еще один вариант обучения детей-инвалидов – домашнее обучение, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. Но и обучение на дому, к сожалению, не способствует получению ребенком качественного образования, а главное ведет к трудностям его социальной адаптации и интеграции в общество.

По словам Ларисы Журавлевой, при домашнем обучении ребенок получает лишь 10 учебных часов в неделю, а не 30, как дети, ежедневно посещающие школу. В настоящее время в районе на дому обучаются трое школьников: двое в УСШ № 1 и один в коррекционной школе. Тем не менее, в школах Орла и Пыскора были примеры, когда дети-инвалиды в выпускном классе, отказывались от домашнего обучения и посещали школьные уроки, чтобы достойно сдать ЕГЭ и продолжить свое дальнейшее образование в средних-специальных и высших учебных заведениях.

Инклюзив

Конечно, это требовало от них особой выдержки и усилия воли: белой вороной быть не просто. Поэтому в государстве одним из стратегических направлений было выбрано инклюзивное образование, предусматривающее обучение ребенка-инвалида в общеобразовательном учреждении вместе со здоровыми детьми: обучение в коррекционных классах общеобразовательных школ или включение ребенка в массовый класс. Кстати, на каналах российского телевидения часто проходят сюжеты, когда дети с ДЦП и другими сложными заболеваниями, находят общий язык со своими здоровыми сверстниками и даже заводят друзей в классе.

Общение несет главную роль в жизни всех людей, какими бы они не были. Поэтому огромным плюсом в инклюзивном образовании, конечно, является наличие у детей с ОВЗ возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов. Так что инклюзив заключается не только в пандусе возле школьного крыльца, но и в образовании.

Кстати, по словам Любови Шестаковой, консультанта управления районного образования, входной комплекс в УСШ № 1 вместе с пандусом обошелся району в 126 тысяч рублей. Этим летом он был построен в рамках социальной программы «Доступная среда».

Через интернет

Через интернет дети-инвалиды сегодня получают дистанционное образование.

Лариса ЖУРАВЛЕВА, заместитель начальника управления образования Усольского района по основной деятельности: Дистанционное обучение – это комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью обмена учебной информацией на расстоянии. Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), которое предоставляется детям в пользование из средств федерального бюджета. Даже кабель для интернета к дому ученика прокладывается независимо от технических возможностей связи и удаленности дома от школьного учреждения. Конечно, при таком способе обучения дети получают гораздо больше информации и знаний, чем за десять часов обучения на дому. К сожалению, этот вид образования также ведет в дальнейшем к трудностям социальной адаптации и интеграции ребенка в общество.

Но и в этом виде обучения тоже есть свои ограничения в пользовании мультимедийной техникой. В случае, когда ребенок-инвалид способен самостоятельно посещать школу, техника передается на хранение в учебное учреждение. Если же он после его окончания, поступает в другое учебное заведение, она вновь ему выдается. Но если в семье ребенка выявлена неблагополучная обстановка – техника изымается. А вот детям с отклонениями развития дистанционное обучение не предоставляется: обучить трудно.

P.S. Для того, чтобы все дети с ОВЗ получали психолого-педагогическую поддержку несколько учителей района направлены на переподготовку по дополнительным специальностям – психолога и логопеда.

Наша справка

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010 год), инклюзивному подходу в образовании отводится особая роль: «Новая школа – это школа для всех. В любом среднем образовательном учреждении будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени». Родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка.

Ольга КОНОВАЛОВА