Сегодня главное развлечение для ребенка – компьютер. Мы с вами живем в непростой, но очень увлекательный век, век всеобщей информатизации, компьютерных технологий, цифровых инноваций и господства все-знающей, все умеющей, все дозволяющей сети. Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офисов, медицинских учреждений, школ, прочно входят в наш быт. Современные дети, кажется, «уже рождаются с умением пользоваться компьютером». Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но, в то же время, сеть таит в себе много опасностей…
В век развитых информационных технологий остро стоит проблема отбора информации, получаемой детьми. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права.
В информационном обществе одной из важнейших линий развития современных детей становятся информационно-коммуникационные технологии и, в первую очередь, интернет. Современные дети гораздо быстрее усваивают информацию, ведь они с самого рождения находятся в информационной среде. Однако негативного воздействия от чрезмерного увлечения просмотром телевизора, играми на компьютерах, планшетах, мобильных телефонах, свободного доступа к сети интернет оказывается слишком много для ребенка дошкольного возраста.
Дома дети больше всего времени проводят за просмотром мультфильмов и различными играми на компьютере, планшете, мобильном телефоне. Причем, содержание и количество просмотренного зачастую не соответствует возрасту ребенка. Наблюдая за детьми в группах, особенно после выходного дня, можно легко определить тех, кто провел все свободное время перед экраном: такие дети более эмоциональны, невнимательны на занятиях, раздражительны, неактивны, часто сонливы, интерес проявляют лишь к предложению посмотреть мульт-фильм, а не поиграть с другими ребятами. На прекращение просмотра мультфильма реагируют чрезмерным возмущением, злостью. Зачастую родителям проще включить игру на мобильном телефоне, чем подобрать новый «ключик» к своему ребенку. В работе приходится наблюдать за отношениями родителей и детей, когда ребенок соглашается выполнить просьбу матери одеться только после обещания тут же включить на мобильном телефоне мультик или дать поиграть в игру.
Глава Правительства Д. А. Медведев еще 2012 год объявил Годом безопасного интернета. Уже тогда возникла проблема бесконтрольного пользования детьми непроверенных сайтов. Уверены, что ни один родитель не останется равнодушным к проблемам собственного ребенка.
Опасности, с которыми дети могут столкнуться в сети
Доступ к неподходящей информации:
– сайты, посвященные продаже контрабандных товаров или другой незаконной деятельности;
– сайты, размещающие изображения порнографического или иного неприемлемого сексуального контента, к которым дети могут легко получить доступ;
– сайты с рекламой табака и алкоголя;
– сайты, посвященные изготовлению взрывчатых веществ;
– сайты, пропагандирующие наркотики;
– сайты, пропагандирующие насилие и нетерпимость;
– сайты, публикующие дезинформацию;
– сайты, где продают оружие, наркотики, отравляющие вещества, алкоголь;
– сайты, позволяющие детям принимать участие в азартных играх онлайн;
– сайты, на которых могут собирать и продавать частную информацию о ваших детях и вашей семье.
Проблема защиты детей в сети находит самый широкий резонанс и это не случайно. Обратимся к статистике:
– около 50% детей выходят в сеть без контроля взрослых;
– 19% посещают порносайты, еще 9% делают это регулярно;
– 38% просматривают страницы о насилии;
– 16% просматривают страницы с расистским содержимым;
– 25% пятилетних детей активно используют интернет;
– 14,5% назначали встречи с незнакомцами через интернет, 10% из них ходили на встречи в одиночку, а 7% – никому не сообщили, что с кем-то встречаются.
Только вдумайтесь в эти статистические данные! И это число постоянно растет. А ведь не исключено, что и ваш ребенок может оказаться в интернет-зависимости, которая на сегодняшний день приравнивается к болезни наравне с алкогольной и наркотической зависимостью.
Можно ли заболеть интернетом? Конечно, можно.
Общение по интернету не проходит даром ни для взрослых, ни для детей. В сети человек чувствует себя спокойнее, здесь думать о внешности и всем остальном не надо, поэтому коммуникативные и другие умения не имеют значения. Справедливо отмечают, что для некоторых это место, где можно отдохнуть и сбежать от реальной жизни, можно сказать все, что вздумается, не заботясь об ответственности.
Наибольший урон учебе, карьере, дружеским и семейным отношениям наносит увеличение времени, проведенного в онлайн, и, как следствие, оттеснение реальной жизни на второй план. У современного человека есть много возможностей приятно провести время, но он ищет все новые и новые. Сеть не вызывает физиологической зависимости, но вызывает психологическую, особенно у детей и подростков.
Проблема игромании в России с каждым годом становится острее. В основном врачи работают с подростками от 7 до 12 лет, но среди 5-6-летних детей уже есть такие, которые мыслят компьютерными категориями. Среди пациентов в основном мальчики. Агрессивность и инстинкт охотника, свойственные мужской натуре, разрастаются на благодатной почве компьютерных игр. А еще игра – это сильные ощущения. Поэтому именно дети, которым в жизни не хватает позитивных эмоций, общения с родителями, чаще всего становятся жертвами компьютера. Виртуальный мир дает искаженное представление о мире реальном. И тем самым играет с ним злые шутки. Так, игрок усваивает, что можно прыгнуть с большой высоты и не разбиться. Можно войти в огонь и не сгореть. И мчащаяся на полном ходу машина в виртуальном мире не опасна. А в итоге ребенок привыкает не особо реагировать на такую же машину в мире реальном, что влечет за собой последствия, связанные с летальным исходом. Одна из новейших интернет-угроз – так называемый «киберсуицид», или согласованные само-убийства.
В социальных сетях через программы мгновенного обмена сообщений ребенок может стать жертвой педофилов. Преступники представляются сверстниками и выманивают у детей адрес или маршрут следования из школы. Пострадать ребенок может и от поведения других детей. В России набирает обороты киберхулиганство.
Еще одной из проблем, подстерегающих в сети, является пропаганда жестокости, экстремизма и нетерпимости. Когда информация экстремистского содержания попадает в руки взрослого, знающего разницу между добром и злом, в руки полностью сформировавшейся личности это, в большинстве случаев, не принесет серьезного вреда, и совершенно другое дело, когда сайты экстремистского, националистического содержания попадают на глаза детей, личность которых еще только проходит этап становления.
Интернет прочно вошел в нашу жизнь, и вопросы психологической, нравственной и антитеррористической безопасности важны сегодня, как никогда. В России около 8 миллионов пользователей глобальной сети – дети. Они могут играть, знакомиться, познавать мир… Но в отличие от взрослых, в виртуальном мире они не чувствуют опасности. Наша обязанность – защитить их от негативного контента!
Ваша задача, уважаемые родители, распознать интернет-зависимость ребенка на ранней стадии и установить пределы на пользование интернетом. А также определиться с интересами ребенка, найти общие дела, которые отвлекут вашего сына или дочь от виртуального общения, дав понять, что маме и папе не безразлично, чем интересуется их ребенок, чему отдает предпочтения.
Все, что ребенок может прочитать, посмотреть или послушать в сети, несет определенную информацию, и только от вашего контроля зависит, будет ли она развивать его творческое мышление, помогать ребенку в процессе обучения, или, напротив, повлияет отрицательно.
Как защитить ребенка от интернет-зависимости
– Как можно больше общаться с ребенком;
– приобщать ребенка к культуре и спорту, чтобы он не стремился заполнить свободное время компьютерными играми;
– не сердиться на ребенка за увлечение компьютерными играми и ни в коем случае не запрещать их. Исключение составляют игры с насилием и жестокостью;
– совместно просматривать игры и сайты, в которые играет и которые посещает ребенок;
– объяснять ребенку разницу между игрой и реальностью;
– не давать ребенку забыть, что существуют настоящие друзья, родители и учеба;
– занимать его чем-то еще, кроме компьютера;
– ребенку обязательно нужно чувствовать вашу любовь и заботу, быть уверенным, что его обязательно поймут и поддержат;
– поощряйте детей делиться с вами их опытом в интернете.
Посещайте сеть вместе с детьми
Научите детей доверять интуиции. Если их в интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам. Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде – даже в виртуальном мире. Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации. Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в интернете. Объясните, что незаконное копирование чужой работы – музыки, компьютерных игр и других программ – является кражей.
– Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают. Скажите детям, что не все, что они читают или видят в интернете, – правда. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
Контролируйте деятельность детей в интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.
Способы защиты детей от вредной информации в интернете
– Использование лицензионного программного обеспечения (оперативная система, антивирусная программа);
– использование специальных интернет-фильтров (интернет-цензор-http://icensor.ru/soft/ – бесплатная программа). В основе программы лежит технология «белых списков», гарантирующая 100% защиту от опасных и нежелательных материалов;
– использование детских интернет-браузеров (например, детский интернет-браузер «Гугл»);
– использование детских поисковиков;
– входите в нтернет совместно с детьми. По возможности находите совместные дела, интересуйтесь предпочтениями вашего ребенка.