«Зарница», имеющая Прикамские корни, отмечает свой полувековой юбилей. Игру, в прошлом популярную во всем Советском Союзе, придумала учительница из небольшого поселка Мысы Краснокамского района Зоя Кротова. Позже игра, в ходе которой пионеры делились на команды, в основном представлявшие определенный род войск. И соревновались в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами. Игра входила в начальную военную подготовку в школах.
Сегодня правила «Зарницы» несколько изменились и не столь масштабны: нет срывания погон, захвата вражеского флага с условно убитым и раненым противником, но смысл практически не поменялся. На протяжении полувека эта военно-спортивная игра воспитывает у участников умение сплоченно действовать в команде, находить решения в нестандартных для повседневной жизни ситуациях и, конечно, самое главное чувство патриотизма.
Слаженность и силу духа в первую очередь и проявляли ученики 7-9 классов четырех школ района в начале довольно промозглого весеннего дня. 5 мая в районном центре состоялся муниципальный этап краевой военно-патриотической игры «Зарница Прикамья-2017». Команды Пыскора, Железнодорожного, Орла и Усолья показали свои умения и навыки в преддверии праздника Великой Победы на стадионе «Юность» и базе Дома детского творчества.
Колющий дождик будто бы специально старался сломить волю мальчишек и девчонок к победе в первой части игры, но ребята достойно преодолевали трудности и тяготы. Команды из восьми бойцов, соревновались в стрелковой меткости из пневматической винтовки, на скорость собирали и разбирали автомат и снаряжали магазин, блистали строевой выправкой, подтягивались, отжимались… А в марш-броске преодолели «зараженный» участок в противогазах, условные минные поля и заграждения, метали гранаты и оказывали первую медицинскую помощь сослуживцам. И это только первая «стадионная» часть.
Немного отдохнув во время переброски на плацдарм Дома детского творчества, школьная элита продемонстрировала свои знания истории Великой Отечественной войны, основ безопасности жизнедеятельности и военной службы в военно-исторической викторине. И, наконец-то, смилостивившаяся погода обогрела солнечными лучами выкладывавших последние силы ребят на веревочной полосе препятствий и ориентации по компасу.
Всю зарницу команды шли буквально плечо к плечу, но все же было заметно, что победители уделили подготовке больше времени. Также бросалась в глаза катастрофическая нехватка опытного мужского наставничества, от того старания женщин-педагогов неумолимо ценны.
В ожесточенной борьбе, хотя и самая балагурящая команда, УСОШ № 1 все же проявила все свои лучшие качества сплоченности и целеустремленности и вырвала победу у регулярных лидеров подобных состязаний из поселка Орел. Тем самым усольчане стали первыми, а школьники Орла вторыми. Третье место завоевали лучшие представители СОШ № 20 поселка Железнодорожный, отличившиеся дисциплиной и соответствием воинского обмундирования, вплоть до однообразной армейской обуви.
Волею судьбы и стечением обстоятельств именно этой команде представилось защищать честь района в краевом этапе «Зарницы Прикамья», проходившем с 16 по 20 мая в Перми на базе военного института войск национальной гвардии России. В этом этапе участвовала 41 команда различных военно-патриотических объединений Прикамья.
Ребята из Железнодорожного получили незабываемые впечатления от грандиозных мероприятий открытия и финала игры с выступлениями профессиональных военных, кинологов, рукопашным боем и демонстрацией военной техники. И, конечно, набрались неоценимого опыта в подобных соревнований и участвуя в интерактивных площадках, где ознакомились с образцами современного вооружения, практикой пермского спецназа, краевой службы спасения, ДОСААФ и смогли задать вопросы о службе в армии сотрудникам краевого военкомата.
Вернемся к усольскому этапу. По мнению организаторов, районного управления образования и судейской команды, состоящей из тренеров спортивных школ, все участники игры победители. Учитывая небольшое число учеников в 7-9 классах школ района и участие в различных конкурсах и соревнованиях одних и тех же ребят, стоит отдать им и их педагогам должное за труды и целеустремленность.
Дмитрий КОРЯКИН