Восемь преподавателей Высшей школы изобразительных искусств в Братиславе вместе работают в мастерской рисунка. Простой и ненадуманный повод способен создать естественный контекст, общая платформа – чудесный ключ к пониманию как всей выставки в целом, так и отдельных произведений, представленных на ней.
Вопросы, связанные с рисунком и обучением, от философских до технических, бесспорно отражаются и в подходах авторов к творчеству. У каждого свой путь к искусству. Приоритетами становятся различные стороны и нюансы. Ни один из восьми художников-педагогов не является ярым догматиком и пропагандистом одной линии. Современная графика – пространство для свободного выбора, а не строгих предписаний.
Милош Бодя в словацкой художественной среде известен как автор и создатель нескольких фильмов, циклов фотографий, живописных работ. Его диапазон – от классической живописи до утонченных обработанных фотографий.
Станислав Бубан свои художественные сюжеты представляет посредством фигуральной живописи. Способ избирается в зависимости от настроения, содержания и сути задуманного. Поэтому, иногда, его произведения отсылают к живописной технике старых мастеров. Иногда – они как аккорды будто бы «набросанной» живописи. Но в любом случае его картины это взгляд или погружение в человеческую душу, мучающуюся вопросами вины, совести, греха.
Давид Чарски использует цвет и художественные приемы для выражения самых глубоких свойств образа и живописи. Его абстрактные работы – это рассказ о возможностях краски и картины «без сюжета». Живописную массу он разбивает на несколько оттенков, которые изучает в разных полях той или иной картины в тонких цветовых отличиях. Эти отдельные поля, держащие цвет в четких коридорах, составляют композицию картины. А границы фиксируются только легким колеблющимся движением шпателя, скрытым в геометрической форме образа.
Эмоке Варгова живет в своем мире и повествует о нем. Критики пишут о присутствии женского начала, которым автор наделяет свои работы. Она пишет, рисует, шьет, снимает фильмы, фотографирует, создает скульптуры, объекты и инсталляции, таким образом, чтобы кратко, зачастую иронично и с юмором рассказать историю, которая есть в каждом ее произведении.
Святоплук Микыта работает в разных направлениях, чередуя темы и художественные стратегии. Он переходит от рисунков-набросков с национальной темой к словацкой общественной реальности к так называемым пре-рисункам, в которых мягким вмешательством дополняет оригинальные рисунки или фотографии. Почти из ничего появляются гроздья богатых метафор.
Штефан Ослей в своих работах сознательно обращается к эмоциям, скрытым и непонятным. Он прячет их в сюрреальном мире, как во внешнем, так и в невидимом внутреннем. Внешний показан как мир невероятной архитектуры, а внутренний как «существо, которое решительно о чем-то заявляет, но заметно, что потом оно в этом засомневается. Суть этого сообщения, однако, нам не известна, ведь мы не понимаем ни его речи, ни его мыслей».
Растислав Тризма скульптор «старой школы». Ему нужно обрабатывать материал, моделировать, тесать, добавлять или отнимать. Сегодня это гипс, не имеющий эффектных качеств. Парадоксально, но именно хрупкий и невыразительный гипс силен тем, что не привлекает к себе много внимания и позволяет скульптуре быть максимально выразительной. Белые гипсовые скульптуры Тризмы воздействуют на зрителя без чего-либо лишнего как вещественное воплощение метафоры.
Марек Кветан обыгрывает предметы и ситуации, которые мы воспринимаем как обычные и само собой разумеющиеся. Суть его мышления и работы в изменении взгляда на них, в замене смысла, в сдвиге и переносе туда, где их быть не должно, но они могли бы быть. Он что-то где-то вносит, убирает, делает неясным, и ситуация уже воспринимается как курьез, суть которого мы понимаем через привлекательный защитный покров. Марек Кветан постоянно и иронично сомневается, ставя под вопрос постулаты большого мира и мира малого – нашего мира искусства.
Восемь художников – восемь разных взглядов на само искусство, на мир искусства и на весь мир в целом. В данный момент, возможно, они и не являются частью какого-либо амбициозного проекта. Он годится скорее для тех, кто не ставит великих целей. Но иногда даже мелочи могут сдвинуть Вселенную…
Беата ЯБЛОНСКА, Братислава