Волшебная сила керамики

С виду кажется, что он из кожи. Шар-маятник. На самом деле это такая большая свистулька, созданная из глины художником-керамистом музея «Палаты Строгановых» Андреем Кузнецовым. Те, кто пришли в Дом Брагина на открытие выставки, пытались свистнуть во всю мощь. Но звук получался приглушенным, тихим, как зов предков из прошлого. Пробуждал что-то давнее, далекое, сокрытое в закромах памяти. Почти сакральное.

Вроде, простые кувшины, чашки, плошки. Бережное это ремесло – керамическое искусство. Нежное и полное таинств. Глина удивительный материал. То она как воск в руках человека. А то, готова вынырнуть и разбиться на черепки…

Сегодня в коллекции художника-керамиста Андрея Кузнецова более ста работ из разных видов глины. Фарфор, фаянс, майолика – керамика, покрытая глазурью и изделия, обработанные  традиционным молочным обжигом. Гончарная посуда, народные игрушки, сувениры представляют особый интерес для любителей и ценителей традиционного русского быта.

Художник декоративно-прикладного искусства Андрей Кузнецов родился в Коми-округе.  После восьми классов, в 1980 году,  Андрей поступает на художественно-графическое отделение Пермского педагогического училища. После армии становится  студентом факультета дизайнерско-прикладного искусства Государственного Красноярского художественного института. Получив профессию художника-керамиста, начинает преподавать в художественной школе города Соликамск, позже в педагогическом колледже им. А. П. Раменского. В настоящее время он работает заведующим художественно-оформительской мастерской «Палат Строгановых».

Андрей КУЗНЕЦОВ, художник-керамист, заведующий художественно-оформительской мастерской «Палат Строгановых»: Глина настолько живой материал, что я нахожусь в постоянном поиске воплощения новых идей. Если определить мое кредо в творчестве, то это желание в бесконечном многообразии  художественных образов найти свой язык. Постичь глубину простого с первого взгляда, но сложного по своей трудоемкости глиняного мастерства.

Впервые его работы были представлены в выставочном зале Соликамского художественного музея в 1989 году. В 1994 году художник керамического искусства Андрей Кузнецов участвует в выставке в Центральном Доме художника в Москве, посвященной  юбилею артистки кукольного жанра Тамары Цифринович. Первая персональная выставка «Живопись и керамика»  состоялась в Художественном музее города Соликамск. В 1999 году он дебютировал с вернисажем в Художественном училище Соликамска. Начиная с 2001 года Андрей Кузнецов постоянный участник проекта краевой столицы «АРТ — Салон». В течение пятнадцати лет его работы украшают практически все выставочные залы Верхнекамья, ярмарки народных промыслов и народной культуры, российские и краевые фестивали национальных традиций, кузнечного мастерства и керамического искусства.

Станислав ХОРОБРЫХ, директор музея «Палаты Строгановых»: Важно, чтобы в каждой сфере работали профессионалы. Время постоянно выставляет новые требования к качественному подходу в реализации проектов, идей и возрождения традиционных промыслов, издревле существовавших на территории Прикамья. Выставка Андрея Кузнецова предвестник воссоздания и других видов керамики. В частности народное гончарное производство и возрождение архитектурной керамики: терракотовые фасадные детали, настенные изразцы и бытовая керамика. Сегодня восстановлены три печи. Ведется работа над проектом четвертой. Нашими мастерами выполнены большие работы по воссозданию утраченных изразцов ограды вокруг часовни на месте заточения Михаила Романова в Ныробе.

Елена АНФИМОВА