Традиция – это основа уклада семьи

В последнее время о традициях говорят много. Традиции – это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и митинг в День Победы. А еще традиции – это мама, рассказывающая каждый вечер детям сказку на ночь, Папа, тайком превращающийся в Деда Мороза, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье, которые остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве.

Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном или национальном уровне. Может, поэтому на вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» в школьном классе большинство ребят, пожимая плечами, отвечали, что их просто нет.

Между тем психологи уверяют, что для детей необычайно важны семейные традиции. Потому как сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми. А с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности и мира.

В утере семейных традиций психологи видят причину проблемного подросткового возраста. Семья – это не только общий быт, это еще особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи. Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и всего народа.

Выдающийся историк Ключевский писал: «…трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у него, современного человека, этот медленно и трудно нажитый скарб обычаев и традиций – он растеряется, утратив все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова».

Всем известно, что на Руси у каждой семьи были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. А ведь именно семья дает ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которую мы проносим через всю нашу жизнь, и будем передавать следующему поколению, и так из поколения в поколение, набираясь опыта и мудрости. Традиция – это основа уклада семьи, семьи дружной и крепкой, у которой есть будущее.

Воспитание ребенка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознание откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия.

Поведение детей идет по примеру копирования.

Развитию и сохранению семейных традиций способствуют народные праздники. Основные зимние праздники приходились на январь. Две святочные недели (святки) объединяли три больших праздника: Рождество, Новый год (по старому стилю) и Крещение. В праздники затевали магические игры, производили символические действия с зерном, хлебом, соломой («чтобы был урожай»). Дети, девушки и парни под Рождество ходили по домам колядовать, Колядовали и в Новый год. Весь святочный период, особенно под Новый год и после него, девушки гадали, чтобы узнать свою судьбу. Обязательным элементом святок было ряженье. Молодежь наряжалась стариками и старухами, цыганами, гусарами. Мазали лица сажей, надевали вывороченные наизнанку шубы и ходили по деревне, подшучивая над всеми, разыгрывая сценки, веселясь. Участвовала в основном молодежь, остальные были зрителями.

Любимым праздником была Масленица, она длилась целую неделю и знаменовала проводы зимы и встречу весны. Начиная с четверга масленичной недели, все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили, друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами. Считают, что празднование Масленицы осталось у русских с дохристианских времен. Церковь придала народным обычаям свою окраску.

После долгого изнурительного поста праздновали Пасху – церковный праздник, охотно поддержанный народом, воспринимавшийся как расцвет весны, пробуждение жизни. На Пасху пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи), красили яйца, посещали церковь, ходили, друг к другу в гости, обменивались при встрече «крашенками», христосовались (целовались). Молодежь собиралась отдельно, парни и девушки водили хороводы, гуляли по улицам, катались на качелях.

После пасхальной недели во вторник отмечали родительский день – посещали кладбище, приносили еду к могилам умерших родственников, в том числе и пасхальную.

Завершали весенний цикл праздников Семик и Троица. Их праздновали на седьмой неделе после Пасхи (Семик – в четверг, а Троицу – в воскресенье). В Семик девушки ходили в лес, плели венки из березовых ветвей, пели троичные песни и бросали венки в реку. Если венок тонул, это считалось плохой приметой, если же приставал к берегу, это означало, что девушка должна скоро выйти замуж. До этого варили в складчину пиво и веселились с парнями на берегу реки до поздней ночи. В Троицу было принято украшать внутреннюю часть дома березовыми ветвями. Традиционной пищей были яйца, яичница и другие блюда из яиц.

Использование фольклора становится основным средством воспитания. С самого момента рождения ребенка мамы поют колыбельные песни, рассказывая об окружающей действительности через пение.

Проговариваются присловья: «Потягушеньки, порастушеньки». Умывая ребенка, нежно приговаривают: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток и кусался зубок». Расчесывая волосы, – «Расти косынька до пят все волосики в ряд, расти коса до пояса не вырони ни волоса». Такие слова называются «прибормотки», «наговорки» (наговаривают ребенку судьбу). Играя с ребенком, приговаривают простые стишки: «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила», «Гули летели-летели на головку сели… », «Ладушки, ладушки».

«Уродись репка ни густо, ни редко, с мышиный хвост, с тараканий нос». «Расти капуста – толста, не пуста», – приговаривали, работая в огороде.

Детские заклички: «Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе пирога!» Как улитка покажет рожки, начинается дождик, как тут не вспомнить народную примету: улитка показывает рожки перед дождем. А чтобы дождик перестал: «Дождик, дождик перестань, мы поедим на Ердань, Богу молиться, Христу поклониться», «Радуга-дуга, не давай дождя, давай солнышко колоколнышко».

Загадки: «Круглое, румяное, с дерева достану я». «Низок да колюч, сладок да пахуч, ягоды сорвешь, все руки обдерешь». В быту очень много пословиц и поговорок – все это очень тесно соприкасается с культурой предков, которая несет в себе мудрость: «Любишь кататься – люби и саночки возить», «Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться», «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило», «Где выросла сосна, там она и красна», «Дома и стены помогают».

Фольклор, сопровождая жизнь ребенка, способствует гармоничному вхождению в последующий возраст. Ценность обусловлена тем, что фольклор является важным фактором нравственного воспитания и развития личности, своеобразная школа по освоению и реализации навыков общения и сотрудничества.

Нэлли КОНОВАЛОВА