Особенности национальной охоты изучали в Усолье

Словарь леса

У леса и реки есть свой язык. Выпустить словарь рыбаков и охотников в планах у пермского профессора Георгия Чагина, исходившего, изведавшего таежные глубинки от самой Печоры. В серии пять книг об особенностях, красотах и диковинах богатой лесами и реками земли. Последняя будет посвящена судьбам людей, которые живут, промышляют и поддерживают своей любовью эти, порой забытые цивилизацией и далекие от мирских страстей, места. Много у Георгия Николаевича собрано об охотничьих людях. В своем докладе на конференции он делился открытиями, собранными десятилетиями. Еще в 1880 году писали: «Колвенский крестьянин самый истовый охотник. Он обязательно найдет себе зверя и возвратится с добычей домой».

Первую охоту в наших местах начинали с рябчиков. Сезон охоты на белку назывался белкованием. Существовали всякого рода обычаи и традиции «наудачу». В Ныробе заказывали службу Христофору, Богу с собачьей головой. В наших местах именно собачьего Бога охотники считали своим покровителем. Вот какую легенду рассказал профессор. «Мужчина был  красив, высок, статен. Рост его достигал выше пяти метров. И женщины так его любили, что он не знал, как ему избавиться от них. Бог посоветовал ему надеть маску животного. Он выбрал собачью, а снять ее уже так и не смог».

Косточка мамонтенка приносила удачу и служила от сглаза. На Вишере в семьях устраивали специальный ритуал, когда отправлялись на охоту. Вся семья собиралась. Тот, кто отправлялся на охоту, три раза кланялся иконам. Каждого ребенка гладил по голове и крестил. Жене наказ давал, чтобы за хозяйством следила и детей берегла. Когда охотник возвращался, в деревне устраивали праздник с пирогами.

Лешего считали покровителем зверей и птиц. Если его задабривали, он входил в сговор с охотником и подставлял под выстрел добычу.

Медведь сын белки

Давным-давно на Руси, чтобы мальчик обладал силой и мощью, или рождался  крепышом, его могли назвать Медведем или Медведкой… Зорким был – именовали Соболем. А маму его за проворство, шустрость и не высокий росток при рождении нередко нарекали Белкою… Вот вам и Медведь сын Белки. Оттуда и фамилии пошли Белкины да Медведевы, Соболевы да Орловы? Получали они их за то, что похожи люди были на этих зверей и птиц. Или промышляли на них охотой. Лилия Пантелеева, кандидат филологических наук, преподаватель Соликамского пединститута, поведала, что слов с охотничьей символикой всего один процент, в обиходе не более полусотни. Промыслово-охотничья лексика своеобразна и наполнена символами природы. А с другой стороны, в разговоре много слов употреблялось, основанных на обозначениях природы, зверей. Шкурку молодой белки называли зеленью. Бобром – московского боярского сына. Стрелецкую жену – Дашкой-перепелкой. И имя  Охота давали мальчикам. В общем, если в вашем роду есть Медведевы, Белкины, Перепелкины, то всяко, имели отношение к охоте или были чем-то похожи на этих представителей фауны.

Голосом птиц и зверей

У каждого живущего есть свой голос. У зверя есть свой голос и у птицы. Недаром же мы говорим, поет как соловей, сравнивая человека с птицей. На женщину сварливую говорим раскудахталась. Потому как  похожа становится на курицу. Рычит как медведь на злого мужа… Для того, чтобы сочнее и острее передать образность, используем сравнения с животными и птицами. И тогда человеку становится понятно, что там за человек, как он себя ведет или как поет. Человек многому обучился у природы, наблюдая за ее обитателями, копируя их и повторяя. Имитация звуков, движений. Мы становимся похожими на них, чтобы они отчасти приняли нас «за своих».  Идя на зверя, птицу, охотники приманивают их же голосами… Скажите, а кто из вас в детстве не мяукал, наблюдая, как поведет себя кошка? Елена Сидорова, старший преподаватель кафедры ОНД ПНИПУ, рассказала о том, как особенности ландшафта влияют на особенности охотничьего промысла. Ввела в философию созерцания, и того, как важно направлять лук в охоте со стороны своей родины, а не в сторону ее. Мир нигде не заколочен досками. Он многогранен и многолик.

Самое главное все время стремиться к достижению гармонии с природой. Она многому учит. Насколько мы сделаем пейзаж вокруг нас одухотворенней, настолько сильнее будет в нас вера и связь с окружающим, с явлениями природы.

Согласно правилам, следуя традициям

Промысловый период – с 27 сентября по 19 декабря. На Руси всегда считалось, что от Рождества до Крещения охотиться грех. Но и на местах есть свои приметы и устои.

Доктор исторических наук, профессор ПГПУ А. В. Черных  много изведал за свою практику через экспедиции по самым потаенным уголкам пермской земли, и все это собрал и научно обосновал. На Святки лучше на охоту ходить. Зверь лучше ловится. В Великий четверг стреляй из ружья до солнышка. Окуривали оружие, как бы проводя обряд коммуникации с лешим, главным охранником леса. А в год, когда деревню одолевали волки, проводили специальные ритуалы изгнания этих  опасных  в голод животных. В день встречи зимы с весной, в день равноденствия, леший всех зверей в лесу пересчитывает.

В 1890 году было издано Охотничье законодательство, где прописаны правила охоты. Но на промысловиков Пермского края не распространялось положение  об охоте, так как кормильцами мы были матушки-Руси. И места у нас таежные. Зверя много было.

О том, сколько сейчас зверей водится у нас, доложил участникам Чтений В. В. Шилов, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой «Общенаучные дисциплины» ПНИПУ. Медведей, по информации охотничьего хозяйства Усольского района, по лесам бродит сто тридцать пять особей. Четыреста пятьдесят лосей и сто тридцать диких кабанов. Много лис, но с ними нужно быть осторожным, так как они чаще других зверей болеют бешенством.

Что касается трофеев, то в этом году, до октября, уже четыре косолапых попали в охотничьи лапы.

Еще Владимир Викторович особливо подчеркнул, что охотники – это не уничтожители биосферы. Они – защитники природы. Наводят баланс в ней. И делают это узаконено и по правилам самой природы. Настоящий охотник правильный, не пойдет на охоту во время, когда звери дают потомство. Для птиц  и мелких зверушек засеивают тридцать гектаров овса и два гектара картофеля – для кабанчиков. В штате лесничества работает восемь егерей. И на самом деле сегодня охота – удовольствие дорогое. Только взнос на право  владения оружием – 1200 рублей. Если идешь охотиться на кабана, заплатишь 16 тысяч.

В 2014 году было возбуждено два уголовных дела за браконьерство. Если убьешь лосиху, то подвергнешься материальному наказанию в 200 тысяч рублей.

У охоты много правил и традиций. Были они  издревле на Руси и сейчас чтутся. Если человек с головой, то и он и зверя жизни не лишит, если еще не время. И не навредит природе и ее обитателям.

Елена Анфимова