В преддверии нового года, 27 декабря, посетители музея увидели новые работы. Интересы мужчин и женщин разные, но именно в музее они собраны воедино.
Из ста стран мира…
Охота – мужское занятие. Мужчина сам выбирает свое увлечение, и если он увлечен, то свое дело он любит и отдается ему со всем пристрастием. Заядлый охотник, друг музея, доктор филологических наук, профессор Института русской литературы Российской Академии наук г. Санкт-Петербург Валентин Головин представил свою коллекцию пороховниц. Увлечение, можно сказать, отразилось на предмете коллекционирования. Обширная география работ, более ста стран мира.
Пороховница – небольшая емкость для хранения малого количества пороха или дроби. Потребность в ней была у всех, кто стрелял из шомпольного ружья, а это стрельцы, мушкетеры, казаки и охотники. Для простого охотника из уральской тайги главным в самодельной пороховнице, была ее надежность и прочность. А вот французский мушкетер, не стесненный в средствах, мог позволить себе изящную, красивую пороховницу, сделанную мастером. История пороховниц закончилась в XIX веке, когда повсеместно был внедрен унитарный патрон.
Сто пороховниц. У каждой своя история. Каждая изготовлена из разного материала – рог, кожа, дерево, металл.
Директор музея «Палаты Строгановых» Станислав Хоробрых отмечает, что сотрудничество с Санкт-Петербургом дает свои положительные результаты.
Станислав ХОРОБРЫХ: Мы не стали претендовать на охоту в целом. Охота – это в первую очередь капканы, одежда охотников, ружья. Мы остановились только на одном аспекте охоты – это пороховницы. Мы вдруг вторгаемся в приватность мужчин. Здесь можно увидеть арабские, японские, русские, даже пороховницы Усолья, которые покажут другую жизнь мужчин. Здесь представлена широкая география работ, от запада до востока. У мушкетера Д’Артаньяна пороховница была! И здесь представлена пороховница, точная копия французской, которая висела у Д’Артаньяна.
Гонка за модой!
Французские журналы мод. На страницах представлены самые модные одежды… И если в Москву журналы попадали с опозданием в месяц, то в Усолье только через полтора года. И в буквальном смысле за ними «гонялись». У каждого купца была своя швея, которым выдавался журнал, откуда копировались крои. Журналы берегли и ни в коем случае не показывались другим купцам.
В «Палатах Строгановых» представлена коллекция платьев семейства усольского купца второй гильдии Турзякова. Работы конца XVIII начала XIX веков. Это продолжение коллекции, которая выставлена в южном зале музея. Платья Турзяковых ориентировались на французские журналы мод.
Станислав ХОРОБРЫХ: Сегодня можно увидеть, что происходило в Усолье в начале двадцатого века. Купцы гоняются за этими журналами, они берегут эти журналы. У нас есть сведения, что одна швейка передала или показала другой портнихе журнал, и Турзяков узнал об этом. В наказание швейка иголками истыкала свои руки.
Кроме этого, Юрий Жарков, пермский художник, представил гостям музея возможность увидеть гравюры журнала «Моды и новости», который выходил в девятнадцатом веке в Перми для просвещения женщин.
Фееричным завершением дня стал обжиг классической глиняной вазы. Необычен только ее размер и то, что обжиг проходил на берегу реки Кама. Идея не нова, говорит мастер и гончар Андрей Кузнецов, но пока нет случая обжига в зимнее время года. Обычно обжиг происходит летом, и кувшин изготавливается рядом с печкой.
Усольский кувшин сделан в мастерской музея. После обжига вазу отправили как экспонат в Дом Брагина.
Марина Светлая