После первого обжига изразца сотрудники музея испытали чувство бескрайнего восторга.
19 февраля в керамической мастерской музея «Палаты Строгановых» выпущена первая промышленная партия строгановского изразца.
Выпуск собственного изразца – важный момент в жизни музея «Палаты Строгановых», к которому причастны все его сотрудники. К этому событию коллектив шел долгих шесть лет. И вот свершилась многолетняя мечта – Усольский музей воплотил идею культивирования производства изразца. Это уже не просто реставрация, это его промышленное производство.
Зинаида КАЛИНА, художник-мастер: После первого обжига изразца мы испытали непередаваемое словами чувство бескрайнего восторга: мы это сделали! У нас просто крылья выросли за спиной.
Производство изразца – длинный технологический процесс: сначала нужно глину замесить и забить вручную этой глиной гипсовую форму. А затем – в печь, на первый обжиг.
Только после этого мастер наносит на изразец глазурь. А уже после второго обжига в муфельной печи получается тот самый глазурованный изразец, который используется в кладке печей.
За неделю, по словам мастеров Натальи Гагариной и Зинаиды Калиной, проходит два обжига. Дело в том, что один обжиг длится 9 часов, и печь остывает два дня. В муфельную печь для обжига входит до 50 изразцов, а для кладки печи требуется порядка 400 изразцов.
Кроме практических навыков, в изготовлении изразцов требуется серьезная теоретическая подготовка, которой занимается искусствовед Виктор Цыпуштанов. Тему изразца он вынашивал очень долго, пересмотрел все архивы. У него огромное количество фотодокументов печей из нашего изразца.
Печь, оформленную изразцом, выполненным на «Меакире», можно увидеть в одном из залов музея. Сейчас в кладке печей в музее и за его пределами будет использоваться изразец, сделанный в керамической мастерской Палат Строгановых.
Станислав ХОРОБРЫХ, директор музея «Палаты Строгановых»: У нас развивается тема архитектурной реконструкции, а у наших партнеров из Всеволодо-Вильвы – сувенирной продукции.
Если выходить на большой рынок, то не исключено, что эти предприятия будут выполнять глобальную функцию – одни будут поставлять сувениры, а наш музей – промышленный изразец. Для нас эта перспектива принципиально важна. Тем более, заказы на изразец нам поступали еще два года назад.
Как отметил Станислав Валерьевич, наше преимущество – это серьезная марка: строгановский изразец. Изразец из Строгановских вотчин. По сути, это «авторский» изразец в историческом плане.
В ближайшей перспективе музей готов рассмотреть любые предложения со стороны районного управления образования для создания школы-мастерской, в которой бы не только обучали старинному промыслу изразца, а реально занимались производством изразца. «Мы готовы к сотрудничеству», – сказал Станислав Хоробрых.
Закаленные огнем изразцы не подвластны стихиям и не поддаются разрушению временем. Пережив века, это искусство продолжает жить в профессиональных руках усольских мастеров.
Всеми работами по изготовлению, разработке технологии, сборке печи руководил профессиональный искусствовед Виктор Цыпуштанов. Изготовлением и росписью изразца занимаются сотрудники керамической мастерской Зинаида Калина и Наталья Гагарина.
Возрождение изразечного промысла стало возможным в значительной мере благодаря грантовой деятельности сотрудников музея. Победителями конкурсов социальных и культурных проектов разного уровня и в различное время становились: директор Усольского историко-архитектурного музея «Палаты Строгановых» Станислав Хоробрых, заведующий техническим отделом музея Данил Антипов, главный хранитель музея Татьяна Сергеева.
Неоценимую финансовую помощь при реализации проекта «Усольский – северный изразец» оказали администрация Пермского края, администрация Усольского муниципального района, ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» и ОАО «Меакир».
Галина ПРУТОВА