Как взмах крыла в картине бытия

Как рождается картина  и  какими красками лучше писать? Тех, кто пришел в Палаты Строгановых на творческую  встречу с двумя березниковскими художниками Леонидом Плесовских и  Василием  Аникеевым, интересовало все. Даже то, почему художники предпочитают носить  бороды?

Встречаться с талантами всегда трепетно. Особенно  волнительно, когда вокруг тебя висят картины, писанные кистью того,  с кем ты можешь свободно вести диалог. Выставка  пейзажей и этюдов  Аникеева украсила один из залов Палат, «Монотипия» Леонида Плесовских – выставочный зал Дома Брагина.

Сравнивать  художников – это все равно, что  искать похожее в полете птиц. Ты можешь видеть, как они синхронно летят, но  у каждой птицы свое движение крыла, свой взмах и свое  дыхание….

Было очень интересно наблюдать за мастерами кисти. Один с улыбкой,  другой с печалью в глазах. И картины у них такие.  Похожие на осень, не обогретую солнцем, но такую родную, близкую нашему сердцу и нашему глазу, акварели Василия Аникеева.  Вглядываясь, узнаешь знакомые места.

– Акварель должна быть легкой. Если она вымучена, то она неинтересна, – говорит художник.

Тяга творить  как жажда. Пока не припадешь к воде, не утолишь. И никакие времена не помеха художнику. Были времена, когда она рисовали на обратной стороне обоев. Не было бумаги. И свои этюды они писали на бумажных обоях. Буквально через год писаные работы превращались в труху.  Сейчас, вспоминая это, Петр Аникеев улыбается. Но представляете, каково это было? Достаешь то, что писал не только кистью, но и сердцем, а оно сыпется трухой… Сейчас уже и бумаги много разной. Но акварельные краски, говорят, самые лучшие – наши, питерские. В творчестве художника важны все аспекты.

Работы  как  взмах крыла. А в этом взмахе целая картина бытия… Берег  реки, часовенка, падающие листья… Это только миг жизни, который навсегда отразил художник в вечности. Этой осени, этой весны больше не будет. Она придет, но совсем другая… Передать это и есть главная задача мастера, уловить что-то ускользающее  с  привычной для нашего глаза  картины, заметное только очень пытливому глазу и чуткой душе, и открыть перед всеми.

Леонид Плесовских много говорил о своих учениках. Он учитель, открывший сотням юных  глаз искусство, научивший видеть прекрасное и замечать его. В его честь его ученики даже назвали звезду на небе. Сам Леонид Ефимович относится к этому с теплой иронией. Когда у него спросили, какой художник из великих мастеров ближе, ответил:

– Не может всю жизнь нравиться один и тот же. Я многих художников люблю. На каждом этапе жизни свое полотно. Каждый из них близок в тот или иной момент. Мы меняемся, и меняются наши вкусы. Я в юности и я сейчас – это два разных человека. Два разных ощущения мира. Когда-то я боготворил Пикассо. Потом, побывав в Испании и увидев его картины воочию, поостыл. Сейчас наслаждаюсь  Репиным.

Жить  любя одно и тоже, это все равно, что жить с застывшим дыханием.

Всем, кто пришел на встречу, которая продолжалась более двух часов,   художники дали совет. Прежде чем приступать к искусству живописи, надо обучиться классическим приемам. В любом случае, в каждом искусстве, так же как в любой науке, есть незыблемые правила, которыми нельзя пренебрегать. Каким бы ни было веление души, оно воплощается на холсте по своим законам. Нельзя поразить талантом, пренебрегая знаниями и не развивая их. И только терпение и каждодневный труд создают гения, шлифуют руку и душу. Мастер рождается из труда и вдохновения.

Елена АНФИМОВА