Голландка русского происхождения

Семьсот тридцать дней и три ночи рождалась на свет божий иностранка русского происхождения. Красотой своей лепа и сюжетной линией богата, похожая на огромную роскошную вазу в стиле гжель, пятиярусная голландская печь теперь сияет сине-белой глазурью в Палатах Строгановых.

Она стала третьей по счету, возрожденной из пепла печей, в здании  начала 18 века.

Усолье, единственный город Пермского края, где есть такие изразцовые диковины  исторического значения и художественного содержания.

Самая первая, созданная в Московском стиле, как нарядная барыня, явилась вновь на свет в две тысячи шестом. В год четырехсотлетия  Усолья заняла свое законное место в старинных Палатах. Не только даря красоту, но согревая своим теплом. Вторая, расписанная в Сольвычегодском стиле, родилась тремя годами позже. И вот теперь – Голландская. Они, как три сестрицы, вроде в одном доме взрощены, одной матушки да батюшки, да все нарядом, убранством, цветом и статью разные.

Палаты Строгановых, сооружение которых датировано 1724 годом, имели при первоначальной планировке на двух своих этажах десять печей. И каждая из них была наособицу.

Виктор Цыпуштанов, искусствовед, заведующий историческим отделом МКУП «Палаты Строгановых»: Изразцовые печи служили не для тепла. Являлись предметом интерьера и роскоши. Особенность воссозданных печей в том, что они  сложены по образцам 18 века. Сегодня на территории Пермского края таких печей нет. Предположительно имелись они в Чердыни. В настоящее время в Соликамске часть изразцов от печей хранится в музее в разобранном виде.

Одиннадцать лет назад встретились молодой  директор новоиспеченного музея Стас Хоробрых и историк-искусствовед Виктор Александрович Цыпуштанов, в котором уже тридцать лет горел огонь желания вернуть современникам утерянные печи. Они были уникальной особенностью Палат и выгодно отличали их от других исторических зданий пермской земли. Станислав Валерьевич как никто понимал это.

В результате – первый изра-зец по сохранившимся образцам к печи в московском стиле они лепили вместе, своими руками. Три года ушло на первую печь. А после нее уже к созданию второй, Сольвычегодской, приступила Зинаида Калина, заведующая керамической мастерской, которую открыли в  «Палатах  Строгановых».

Изразцы – это тело печи. Ее душа. Ее лицо и ее настроение. По ним можно прочесть многое. Чтобы обрядить вторую печь – трехстороннюю – приготовили четыреста тридцать изразцов. На убранство Голландской четырехстенной понадобилось их более семисот. Пять ярусов с балясинами, карнизом, как венцом увенчанная, с арками, с душниками золоченными, она стала  настоящим  произведением керамического художественного искусства.

Больше двух лет корпели над ней печники, керамисты, историки, искусствоведы. Приезжали, приходили, помогали педагоги – художники из Соликамска, студенты из Перми, старшеклассники из Усолья. Главным зодчим была Зинаида. Она, по-моему, до сих пор поверить своим глазам не может, что вот ее чудо-чудное, красота неописанная кобальтовая стоит, выложенная из маленьких таких глянцевых открыточек керамических, как знак возрождения чего-то очень важного и нужного для русского человека. Что она, печка Голландская, как символ самой русской  души, которая так, по крупицам собирая исконное, поддерживаемая другими светлыми душами, восстает из пепла.

На пяти ярусах печи расписана в каждом ряду новая история. За основу взяты символы и эмблематы, широко используемые в эпоху Петра Первого, когда, глядя на картинки, можно уже было определить, какой смысл она собой несет. Один из рядков основан на усольской тематике, которую взяли с родных изразцов той печи, что была в Палатах в бытность Строгановых.

Зайчики, рыбки, человечки, дошедшие к нам из дальних веков.

Они о многом расскажут, если уметь читать печь и ценить настоящее искусство.

Почему русскую печку называют голландской? Название «голландская печь», «голландка» появилось в Петровскую эпоху. В 1718 году был издан указ Петра I, запрещавший строить в Петербурге дома с курными печами и деревянными трубами. Традиционные рельефные печные изразцы заменили гладкие, расписные, голландского образца. Наружные стены печи стали из эстетических соображений обкладывать привозимыми из Голландии глазурованными изразцами, от чего и сами очаги получили название «печь голландка».

Елена Коносова