Дыханье Петербурга

– Вовочка, ты исправил двойку?
– Да, папа.
– Покажи… Ну кто ж так исправляет?! Дай сюда, я сам!

13 сентября в старом Усолье состоялись Строгановские чтения. Они проходят в Усолье уже не первый год в виде форума-конференции, инициаторы чтений в этом году – музей «Палаты Строгановых» и Европейский университет в Санкт-Петербурге.

Каждый год темы «Строгановских чтений» удивляют своим разнообразием. Здесь обсуждались темы дорог и путей, света и цвета. Все теоретические наработки в процессе слушаний реализуются на практике. Конференция дает импульс воплощению в жизнь качественных проектов.

В этом году усольская конференция пятая, юбилейная. В рамках «Строгановских чтений» состоялись петербуржские «Виноградовские чтения», которым уже более 15 лет.

Работа конференции длилась три дня, доклады читались в Усолье, Соликамске и Чердыни. Тема этих чтений – «Детский фольклор и институты детства».

Участников конференции поприветствовал глава Усольского района Геннадий Шехматов. Он рассказал о развитии района, социальной сфере и культурном наследии Строгановского Усолья.

Первый доклад Михаила Алексеевского из Москвы напрямую был связан с детским Интернет-фольклором. Началось все с тех пор, когда еще студенты на партах писали граффити, потом уже похожие тесты (мемы) появились на интернет-форумах. Полная компьютеризация привела к тому, что современные школьники свою школьную жизнь описывают в Интернете, создавая Интернет-сообщества. Одна такая группа «Школа? Не, не слышали» создана в социальной сети «ВКонтакте» около года назад.

Вот несколько примеров мемов. Например, мем-слово – «Медвед», «Давай до свидания»; мем-фраза – «Только хардкор!» В Интернет-мемах основной единицей информации становится визуальный образ. Создают эти мемы молодые люди, в основном – школьники, активные Интернет-пользователи.

Создателем группы «Школа? Не, не слышали» – является 16-летний юноша из Днепропетровска. За год группа собрала более полумиллиона пользователей.

Зачем нужны группы в социальной сети «ВКонтакте»? Автор доклада выделил две функции – маркирование группой идентичности, это когда люди вступают в группы, с которыми они так или иначе связаны, вторая – площадка для общения.

Последняя яркая тенденция – это группы-паблики, когда пользователю не нужно заходить в группу, а все новинки он видит у себя в новостной ленте на своей страничке в социальной сети. Такие группы имеют развлекательный характер – анекдоты, смешные картинки, афоризмы, в данном случае на школьную тему. В настоящее время в группе более 6 тысяч картинок. Есть картинки, где учитель написала ручкой в тетрадке «Где карандаш?», а хитрый ученик в ответ нарисовал карандаш и написал: «Вот он».

Кирилл Маслинский из Санкт-Петербурга свой доклад «Школьная дисциплина сквозь призму детского фольклора» противопоставил выступлению предыдущего участника конференции, так как его работа не относится к новым темам. Суть его доклада в том, что школьная культура – это субкультура, где в символических формах обесценивается школьное образование. Это некое хулиганство. Взять, например, анекдоты на школьную тему, которые, прежде всего, связаны с фигурой Вовочки.

Школьная хроника – это энциклопедия школьной жизни. Сюда входят статусы школьников, школьный календарь, оценки, наказания и так далее. Автор остановился на некоторых главных, на его взгляд, особенностях. Это тексты словаря школьной жизни, описание данной реалии через определенное клише. Чтение такого списка создает комический эффект: «У доски – вдали от родины», «Дорога в школу – тропою грома», «Дорога домой – дорога жизни». Не менее интересны школьные статусы, например, – «Староста – слуга двух господ».

Марина Калашникова из Санкт-Петербурга в докладе «О чем рассказывает выпускной альбом?» обратила внимание на то, что школьные альбомы появились сравнительно недавно. Автору не удалось найти школьных альбомов моложе 1980-х годов. Ранее альбомы делались в основном для выпускников университетов.

С 1950-х годов альбомы начинают делать в мастерских. Появилась своя эстетика, где очень важны персональные портреты на фоне видов местности. С 1980-х годов появляется возможность делать выездные съемки. Развивается тенденция делать фотографии в классе, на фоне школы и за ее пределами, на природе. Символизируется это выпускниками как уход из учебного заведения.

Современные альбомы делаются в салонах, по шаблонам, с включением детских индивидуальных фотографий, групповых фото. Виды города стали неотъемлемой частью фотоальбома, а последняя страница отдается под автографы и пожелания.

Встретились автору доклада и несколько самостоятельных альбомов. Например, в одном из альбомов 1993 года все фотографии любительские, две девочки расписали вручную все альбомы одноклассникам.

Инна Веселова, также из Санкт-Петербурга, представила доклад «Буратино и Мальвина: гендерные роли ученичества». Сюжет всем известен: хорошая девочка берет шефство над двоечником. И ситуация типичная – ситуация обучения. Мальвина учит Буратино хорошим манерам: «Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки…» Кукольная героиня кормит, воспитывает, лечит Буратино и даже наказывает.

Все эти ситуации, по мнению докладчика, вполне описывают гендерное взаимодействие не столько ученичества, сколько супружества. Буратино справляется с несколькими сложными ситуациями, например, он в состоянии спасти Мальвину от собак, но совершенно не в состоянии научиться писать.

Станислав ХОРОБРЫХ, директор музея «Палаты Строгановых»: Помимо проблем детского фольклора и детских организаций, языка детей в литературе участникам конференции были показаны мастер-классы по технике создания анимационных фильмов, технике звука и звучания в традиционном певческом искусстве, технике верховой езды. Конференция вышла за рамки теоретических вопросов, стала ареной выстраивания отношений между Усольской администрацией, дирекцией музея и ведущими вузами Санкт-Петербурга, Москвы, Павлограда и Петрозаводска. Сейчас уже можно смело заявить, что музею будет предоставлено в январе-феврале две уникальные коллекции для экспонирования из Санкт-Петербурга.

Доклады читались, в основном, преподавателями Санкт-Петербурских университетов, для которых тема детства является одной из главных. На следующий день конференция продолжилась в Соликамском педагогическом колледже, где помимо докладов были организованы мастер-классы. Завершающий день конференции состоялся в Чердыни.

Марина СОБЯНИНА

Дата публикации: 21.09.2012
Постоянная ссылка: https://xn----7sbbannnti3a6acuc2l2b.xn--p1ai/kultura-i-iskusstvo/dyxane-peterburga.html