Один из главных христианских праздников – День Святой Троицы – отмечается на 50-й день после Пасхи. В православии он относится к числу двунадесятых праздников и прославляет Пресвятую Троицу. Есть и второе название праздника – Пятидесятница. Так он называется потому, что сошествие Святого Духа на апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом, то есть после Пасхи. Также Троицу называют Днем сошествия Святого Духа и считают появлением церквей.
После Вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев тоже был свой великий праздник Пятидесятницы. Все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми находились в одной горнице в Иерусалиме. «Был третий час дня, по еврейскому счету часов (по-нашему – девятый час утра). Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали».
Так, Дух Святой, по обетованию (обещанию) Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам. А сошел он в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.
В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных языках воскресшего Христа. Проповедь так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?»
Апостол Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, тогда и вы получите дар Святого Духа». Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение. Таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом, начало устраиваться на земле Царство Божие, то есть Церковь Христова.
В этот праздник в церквях сразу после Божественной литургии совершается вечерня в воспоминание сошествия на святых апостолов Духа Утешителя. Во время этого богослужения читаются коленопреклоненные молитвы о ниспослании и нам Духа Святого. Святая Церковь молится о даровании благодати Духа Святого «всем присутствующим, а также прежде усопшим отцам и братиям нашим и прочим сродникам по плоти, чтобы и они устроились быть участниками Царства Славы в стране живых…»
Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками березы, цветами. В храмах освящаются березовые веточки и раздаются прихожанам, которые, принося их домой, устраивают около икон. Обычай этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами. А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.
Не менее значимым для христиан является Духов День, который Православная церковь отмечает в понедельник, на следующий день после Троицы. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы». Святая Троица – это Господь Бог, единый по существу и троичный в Лицах (ипостасях). Святая Троица – это Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух.
По старинному обычаю в Троицу и в Духов День не следует работать. В народе считается, что в воскресенье лес именинник, а в понедельник – земля.