В конце мая в рамках благотворительной акции, посвященной году кино, при поддержке ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», в Усолье вновь дал спектакль молодой пермский театр «Гистрион». Нынче труппа представила зрителям новую постановку «Байки Шукшина» по мотивам рассказов в жанре деревенской прозы Василия Макаровича Шукшина, писателя, режиссера и актера, который рассказывал о своих земляках простую и строгую правду.
По мнению публики, спектакль прошел блестяще! Они, как и Станиславский, говорили: «Верю!». А актеров еще и еще раз вызывали на бис!
Мы бродячие артисты, мы в дороге день за днем
Оказывается, гистрионом в Древнем Риме называли профессиональных актеров, составлявших труппу, а в эпоху раннего Средневековья (в IX-XIII веках) это наименование распространилось на народных бродячих актеров. И у современного «Гистриона» тоже пока нет своего помещения.
Рамазан ШАХБАНОВ, художественный руководитель театра-студии «Гистрион»: Сегодня мы сотрудничаем с Пермской Арт-резиденцией, она идет нам навстречу, планируем снимать помещение на обоюдовыгодных условиях. За это лето мы намерены отыскать свой дом. Средний в озраст труппы 22 года. Все мы выпускники Пермской академии искусства и культуры, однокурсники, учились у Виктора Афанасьевича Ильева. Вуз окончили год назад, и получилась такая труппа.
По словам художественного руководителя театра, Василий Шукшин в последнее время становится все более актуальным и популярным. Причем, театры, совершенно не договариваясь, ставят его произведения. Труппа «Гистриона» выбрала постановку по рассказам Василия Макаровича по просьбе зрителей. После первых спектаклей «Матросская тишина» и молодежного спектакля «Иллюзион» к ним подходили люди среднего и преклонного возраста и говорили, что хотели бы увидеть в исполнении театра что-нибудь свое –простое, родное, деревенское. И ребята поняли, что они хотят, ведь так как Шукшин, еще никто не писал о деревне советского периода. Они специально ездили в Москву для встречи с Алексеем Дорониным, сценаристом и режиссером спектакля. И поставили «Байки Шукшина» всего за полмесяца.
Для создания образов у актеров было так мало времени и чувствовалось, что кто-то из них играет более ярко, а кто-то чуть менее. Впрочем, по словам худрука, работа над ролями в их душах идет до сих пор. Согласитесь, не так-то просто достоверно изобразить героя, когда ты сам не пережил то, чем жили люди того времени или никогда не жил в деревенских условиях. Вживаться в роли молодым актерам, а также создавать сценические образы помогали родные и знакомые. Старые подходящие вещи, местные говор, наречия, диалекты, в буквальном смысле, собирались с миру по нитке…
Когда душа кричит о своей боли
И получилось то, что сказал главный герой постановки Глеб (актер Рамазан Шахбаров): «Что видите, в то и верьте». Кстати, прототипом которого, по замыслу сценариста, является сам Шукшин, описавший своего героя человеком начитанным, но ехидным. На самом же деле в спектакле зрители это не увидели: Глеб, словно «миссионер», принес в темный мир советской безбожной деревни светоч просвещения и свободы. Он дал людям право на собственные размышления, возможность раскрыть себя и свою истинную человеческую душу. Ведь, по мнению Василия Макаровича, реальный человек не может быть только нравственным или только безнравственным. Что, собственно говоря, и стало ключевой фразой для всех героев и кульминацией спектакля – сносом сельской церкви. Эта ситуация произвела в деревне настоящую катастрофу, которая сломала привычный ход жизни героев.
Даже вечно пьяный персонаж по имени Петька в исполнении Рината Бояршина, не стеснявшийся ходить по деревне в трусах, ватной фуфайке да сапогах на босу ногу и шапке ушанке (между прочим, круглогодично) заговорил о собственной личности: «Болит ли душа у верующего? Болит. Господь, ты же вездесущий, всемогущий! Ты же можешь сделать, чтобы я заново родился. Жизнь бы прожил новую… Разве я заслужил такую жизнь? Даже баба моя меня как человека не воспринимает. Да невозможно уже так жить!» А жена в ответ на его стенания произносит сакраментальную и в тоже время простую жизненную фразу Василия Шукшина: «А билетик на второй сеанс не подать?» Да нет, к сожалению, в жизни такого билетика…
От редакции. Искусство, уже по своему определению, должно учить добру. И Шукшин тоже видел в добре самое дорогое богатство: «Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке», – говорил он.
Молодым актерам театра «Гистрион» еще только предстоит учиться жизни на собственных и чужих ошибках, чтобы потом глубже и убедительней сыграть великий дух человека. Но уже сейчас за свое искусство они удостоены множества муниципальных, краевых и даже международных дипломов и благодарственных писем.
На микроавтобусе с прицепом они исколесили весь край, как в песне Андрея Макаревича: «… и вагончик в поле чистом – это наш привычный дом».
От лица всех зрителей и почитателей таланта актеров «Гистрикона» желаем вам обрести свой дом и блистать на собственной сцене. Но и не возноситься, а приезжать к нам с новыми спектаклями.
Ольга КОНОВАЛОВА