Церетели гостит на Каме

Словацкая скульптура Ондрея четвертого и Келечени

Ондрей – четвертый сын известного «словацкого Шагала» Андрея Зимки и словацкой актрисы Милки Зимковой, старшая сестра Ондрея – также художница. Число «4» в подписи скульптора означает его порядковую принадлежность к династии Зимковичей. Художник работает с бронзой, железом и деревом. Его камерные произведения наполнены иносказанием. Он использует игру слов, ребусы, краткие, лаконичные названия его скульптур – размышления над сущностью вещей и явлений. Точность обработки металла, умение сформулировать идею в материале, передать в малой форме монументальность образа отличают творчество художника.

Ведущая тема работ Норберта Келечени (1976) – мужские торсы в бронзе, стали и алюминии. Безупречные тела античных героев, сплавлены с реальными деталями машин, техническими элементами цивилизации, его скульптуры символ переплетения человеческого интеллекта и техники.

В 2004 году скульптор получил 1-ю, а в 2007 году 2-ю награду в конкурсе скульпторов – тема «Спорт и олимпионизм».

Работы Келечени хранятся в частных и музейных коллекциях Словакии и других стран.

Рисовать – как дышать

Глядя на рисунки Зураба Церетели увлекаешься обыкновенной красотой. Все очень просто – есть земля, есть небо, есть человек – последний плоть от плоти земли с ее щедрым жизнелюбием, с ее песнями. И жизнь эта, принадлежа земному, пронизана небесным, которое, как вода в кувшине, плещется в грубоватых, словно высеченных из камня лицах его персонажей – обнаженных женщин, музыкантов, клоунов, дворников, артистов. Их угловатость – дань земле. В ней первозданная сила, мощь, та самая, неистощимая мощь весенней земли, которая бывает утром в горах, когда еще не проснувшиеся птицы чувствуют, как от корней деревьев и трав поднимается туман, течет жизнь, встает солнце – пробуждается во всем теле Песня.

Рисовать – это как жить

Зураб Церетели рисует всегда просто так – на заседании Академии художеств, обсуждая самые насущные и острые дела: в любом месте и в любой ситуации. Рисунки, неся очарование мимолетности, не служат ни эскизами его будущих монументальных творений, ни эскизами к картинам, ни являются они и упражнениями для тренировки руки и глаза. Это естественное движение сердца – рисовать. И это знак богатства души, отдаваемой без меры, просто потому, что предназначение глаз – видеть, а души – отдавать, перед этим взяв от мира все краски, все линии.

На экспозиции выставки представлены и графические портреты (в основном деятелей культуры), выполненные в технике шелкографии, каждая работа имеет авторскую нумерацию, означающую последовательность оттисков серии, а также автографы и пояснительные надписи художника.

Сделанная мелким, резким, сильным штрихом, локальная по цвету графика выдает руку скульптора, словно высекающего ее из пустоты белого листа. Это та пустота, которая породила все белое — изнанка черного зияния космоса за голубым покровом неба и зеленым земли. Вспоминается японская графика, вдохновлявшая своей изысканной простотой и силой воздействия Матисса и любимого художника Церетели – Пикассо.

Будто художник берет всего себя и вкладывает в удивление каждым мгновением, при этом его персонажи не оторваны от реальности, напротив, они укоренены в ней, они знают жизнь, знают и не перестают удивляться ее очаровательному и горькому несовершенству, в глубине их глаз легкое лукавство житейской мудрости и печаль о том «что и это пройдет».

«Многие знания рождают печаль», но рисовать – это значит быть счастливым. И художник счастлив – это счастье совпадения со своим предназначеньем, когда свобода – свобода творить, когда все в удовольствие, только потому, что Бытие, вошедшее в плоть и кровь, заставляет руку художника торопиться, чтобы успеть запечатлеть неповторимые мгновения.

Андрей АЛЬБЕКОВ, куратор выставки: Хочется сказать слова благодарности устроителям выставки, начиная с людей, монтировавших свет, и заканчивая теми, кто занимался дизайном, установкой стекла и графики. А также жителям Усолья, сохраняющим памятники архитектуры. То, что сегодня увидели с культурным атташе Словакии Анетой Маренчековой и куратором выставки Аллой Надеждиной, превзошло все ожидания. Музей и развес абсолютно европейского уровня. Получился гармоничный симбиоз графики и стекла. Я думаю, зрителю будет интересно посмотреть разные техники, скульптуры. Это и стекло, и бронза. Что касается графики, то где-то она проще, а где-то сложнее. Выставка интересна даже с точки зрения любопытства. Большинство музеев в отдаленных городах славятся экспонатами русского быта. Теми предметами, которыми пользовались наши бабушки и дедушки. А здесь есть возможность посмотреть на современные творения словацких художников, а также увидеть с другой точки работы Зураба Церетели.

Наталья Светлая