Защита прав потребителей при оказании услуг по приему денежных средств через терминал

В целях повышения правовой грамотности потребителей Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю разъясняет законодательное регулирование деятельности по приему платежей физических лиц через терминалы.

Деятельность по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), иначе говоря – оплата товаров (работ, услуг) через платежные терминалы, регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

В соответствии со ст.ст., 8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 4 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:

  1. адрес места приема платежей;
  2. наименование и место нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;
  3. наименование поставщика;
  4. реквизиты договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным суб-агентом в случае приема платежа платежным субагентом;
  5. размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;
  6. способ подачи претензий;
  7. номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом;
  8. адреса и номера контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

Прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа (ст. 5 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»).

В случаях, если платеж по каким-либо причинам не поступил, необходимо обращаться с официальной письменной претензией в адрес организации – платежного агента, с приложением копий платежных документов, подтверждающих требования потребителя.

В случае неразрешения возникшего имущественного спора в добровольном порядке, в соответствии со ст. 11 ГК РФ потребитель имеет право обратиться за защитой своих прав в судебные органы.

Кроме того, разъясняем, что в соответствии со ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 3 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» обязательство физического лица по оплате товаров (работ, услуг) перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту (т.е. внесения в терминал).

Также сообщаем, что государственный надзор за деятельностью по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, осуществляет Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (г. Н. Новгород, пл. Горького, д. 6).