Святки

Святки – святые дни, так как они освящены великими событиями Рождества Христова. Это двенадцать дней от Рождества Христова до  Крещения Господня.

Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», т.к. на святки народ «святит», т.е. прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных.

В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках, как об особом послерождественском торжестве, мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее, отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т.е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.

Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

На вопрос: «Как правильно проводить святки?» протоиерей Александр Ильяшенко отвечает: «Церковь по любви к людям дает праздник, развернутый во времени. В эти дни можно причащаться, не соблюдая пост со всей строгостью. Все дни наполнены удивительной радостью праздника Рождества Христова. Эти дни хорошо посвятить близким, семье, детям и родителям и тем одиноким людям, у кого нет близких. И Господь это приветствует. А вот проводить Святки за бездарным просмотром телевизора – это значит растратить тот дар, который нам дает Господь».

Далее отец Александр продолжает: «Сходить в театр на хороший спектакль – вполне уместно. А народные гуляния в наши дни, скорее, псевдонародные… Православные на святках всегда старались уделять время делам милосердия. В эти дни особенно хорошо поделиться радостью Христова Рождества с людьми, сделав им что-то доброе. Многие посещают в эти дни больницы, детские дома, устраивают Рождественские концерты, поздравляют. Святки – это период духовной радости, а не плотской. Действительно, заканчивается пост в еде. Но святки – это время особенно интенсивной духовной жизни: она не заканчивается постом, наоборот, пост – это лишь подготовка к встрече праздника Рождества. Поэтому многие стараются и причащаться чаще на святках».

Между тем святость этих дней и вечеров сейчас нарушается призывами к гаданиям и другим обычаям языческих празднеств. С экранов телевизоров, по радио, из газет, нам внушают, что на Руси в дни святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, народные гуляния. Особенно сильно этим «грешит» Интернет, так прочно вошедший в нашу жизнь.

Православная Церковь никогда не признавала гадания, как полезный способ получения определенных знаний или достижения каких-либо земных благ. Обычно гадают на судьбу, но не реже стараются узнать имя супруга (супруги) или получить какую-либо иную информацию. В народной традиции имеют место множество различных форм гадания. Например, на картах, по руке, используя фотографию или иные предметы.

Многие помнят строки из поэмы «Светлана» Василия Жуковского:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

В народе есть даже традиция гадать на святки (дни, посвященные празднику Рождества Христова). Все эти практики вызывают негативное отношение со стороны Церкви.

Православие относит гадания к области таинственного и мистического. Христианство утверждает, что при гадании человек проявляет свою свободную волю в обращении к бесовским силам. Это не может оказать благотворное влияние на человеческую душу, поэтому практика гаданий и запрещена Церковью.

Христианство учит, что человеку не совсем полезно знать свое будущее, т.к. это может вредить стремлению к нравственному совершенствованию личности. Обращение к темным силам бытия мира не может вызывать положительные отзывы со стороны Церкви. Даже шуточные гадания, по рекомендациям Церкви, не должны иметь место в жизни христианина.

Иногда в гадательных обрядовых сторонах упоминаются имена Бога или святых. Церковь считает это кощунственным, ведь нет ничего общего у света с тьмой. Выражения в заклинаниях и гаданиях на самом деле не имеют ничего общего с православной практикой молитвенного обращения к святым.

Церковь относит все гадания к колдовству и определенной форме магии, поэтому христианину нужно стараться быть разборчивым в своих действиях.

Однако некоторые все же выбирают иное времяпрепровождение – гадание. Человек делает выбор между общением с Богом и одним из видов колдовства.

Православная церковь негативно относится ко всем проявлениям гаданий потому что, занимающийся этим делом, призывает темные силы.

Некоторые люди занимаются гаданиями ради шутки и веселья. Особенно на святки, ведь это особое праздничное время. Но с подобными вещами не шутят. Ни один здравомыслящий человек не выпрыгнет с третьего этажа ради веселья. Так же и в гаданиях. Последствия очень опасны для людей. Поэтому стоит остерегаться практики гадать, тем более на святки, когда человеку лучше радоваться Рождеству Христову и славить рожденного Спасителя.

(Часть материала взята из Интернета)