Остров, куда стекаются шедевры и страны

В марте в Палатах Строгановых открывается сразу четыре выставки. Три разных страны представят зрителям свои шедевры. И так, что нельзя пропустить мимо своих глаз и души, чтобы получить истинное эстетическое наслаждение, которое своим посетителям подарят на этот раз «Палаты Строгановых» в городе Усолье.

«Мир фей». Из Германии, с любовью

Авторы проекта – живописец Нина Гелинг и скульптор Эккахарт Бушон – учредители галереи Dreiklang в Ханне и Нижней Саксонии. Интересна выставка тем, что зрители превращаются в соавторов произведений. Разработанная ими тема вариабельности в искусстве, основана на том, что каждый может стать художником, выражая в образах свое душевное состояние. Идея преобразовалась в одну из разновидностей арт-терапии и успешно применяется для работы с детьми и подростками. Демонстрация методики при поддержке Совета Федерации РФ и участии Посольства Федеративной Республики Германии в России состоялась в Москве, на международных семинарах-тренингах для психологов и педагогов в Дрездене, Калининграде, Калуге, Йошкар-Оле, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Коломне, Новгороде. Теперь прибыла в Усолье. В рамках дней культуры Германии в регионах России в 2014 году – это особый знак выражения творческого союза между двумя державами, благодаря ему, с этим направлением в искусстве познакомятся и жители Пермского края. В рамках выставки пройдут семинары-тренинги для педагогов-психологов, учителей начальной школы и тех, кому не безразлично искусство.

Избранное… Из Словакии

Словаки в Усолье приезжают уже на правах давних добрых знакомых. Три года назад администрация Усольского района и художественная академия Строгановых в Москве подписали соглашение о сотрудничестве. Чуть позже, соглашение о сотрудничестве было подписано между музеем «Палаты Строгановых» и институтом Словацкого искусства в лице Анеты Маренчиковой, советника по культуре правительства Словакии в Москве. Схожие по своим этническим корням культуры наших народов представляют широкие возможности для обмена произведениями художественного и прикладного искусства. Выставки словацких художников уже несколько раз украшали особые по своей архитектурной и акустической композиции залы Палат. Как отмечают словацкие гости, в этих залах их работы смотрятся гораздо эффектнее и многообразнее за счет своего векового колорита и искусного умения сотрудников музея работать с тончайшими коллекциями.

В марте на выставку «Современная живопись Словакии. Избранное»  представят сорок три работы восемнадцати художников: Катарины Алексеевой-Фигеровой, Мартина Келленбергера, Микуша Блажея, Мирослава Кнапа, Мариана Комачека, Милана Лукача, Штефана Полака, Петера Поллага, Душана Секелы, Сильвии Секеловой, Владимира Петрика, Мариана Прешнайдера, Ярмилы Велки, Алексея Войташека, Ингрид Замечниковой, Марека Житняна, Татьяны Житняновой, Вито Бойнавского.

Поколение 70-е и чуть моложе 80-е прошлого века… Они так близки и так далеки по своему восприятию реальности. Устоявшиеся 70-е… и переходные другие десять лет. Они как два разных взгляда на одних и тех же людей, на события и место человека в обществе, в полном противоречии в мире. Работы отличают декоративность, необыкновенные поиски красивого в повседневности, особое видение пространства… Объединяет их полет мысли и фантазии, присущие только сводному от политических догм и ориентиров художнику.

Выполненные в стиле словацкой академической традиции, впитавшей в себя поиски европейского модерна, традиции Баухауза и немецких экспрессионистов, картины будоражат и восхищают. Будь то красочные полотна Марианна Комачека и музыкальные аранжировки на тему Ренесанса Ярмилы Велки, гламурная живопись Катарины-Алексеевой Фигеровой и структурный анализ Марека Житняна, «нотная грамота» Татьяны Житняновой и театральная археология Петера Поллага…

Куратор выставки, искусствовед Любомир Подушел: «Чтобы не быть поглощенным всеобъемлющим информационным Макдональдсом, современный художник должен идентифицировать себя, создать свой почерк, свое узнаваемое личностное пространство», через которое мог бы проступить «рельеф», воспитавшей его «отцовской» и «материнской» культуры. Только осознав собственную «лексику», можно задуматься и предоставить возможность задуматься зрителю над тем, что нас делает едиными, а что разъединяет».

Вечная тема души

Спасо-Преображенский собор… Никольский храм… Рубежская церковь… Женский монастырь… Намоленная земля… Золотые купола и православные кресты, уходящие в небо… «Палаты Строгановых» – одно из зданий восхитительного ансамбля. Темы следующих двух выставок, которые будут представлены здесь в марте художниками из России, созвучны духовной атмосфере острова.

Они могут быть с синими и зелеными глазами, как вишня, карими и серыми, похожими на туман. Ангелы Владимира Сергачева как лики наших душ. Светлых, немного печальных или озаренных радостью. Это отражение нашей человеческой сути, того, с чем мы пришли на эту землю. На этих картинах нет зла. Они все излучают доброту и кротость. Как будто старинные каменные своды распахнулись самим небесам, словно облако, легкое и светлое поселилось в них. Побывав на выставке Владимира Сергачева «Лики ангелов», испытываешь чувство сродни глотку из целительного родника.

Не менее потрясающие работы, глубокие своим смыслом, и в то же время понятные каждой христианской душе представил второй московский художник Владимир Малютин «Киот. Иконы авангарда». Как тема, киот, по словам художника, возник по нескольким причинам.

– В современном языке слово «икона» стало неким нарицательным: изображение, к которому направляют свою мысль, свое внимание, – говорит художник, – слово icon, например, в компьютерной технологии. Икона сейчас – это картинка, требующая внимания. Ну, не требующая, а, скажем, предназначенная для внимательного рассмотрения.

Вторая причина – крест как форма, основа новых работ, своего рода эстетика их стилизации. Икона, по мнению Владимира Малютина, не только символ времени. На протяжении многих веков люди молились перед иконами, наделяя их особым, божественным смыслом, связью с высшим духовным миром. Икона несет в себе невероятную энергетическую силу.

Четыре выставки. Четыре мира, в соприкосновение с которыми каждый только обретет. Обретет то, что позволяет не потеряться в этом суматошном мире, сохраняя свою индивидуальность и покой в душе.

Наша справка

Есть уникальное место на территории Пермского края, своего рода хранилище тончайшего жемчуга, притягивающее к себе все новые и новые сокровища. Красивые каменные палаты на кромке Камского берега, стоящие в тиши старинного Строгановского острова, уже целое десятилетие влекут к себе тысячи людей. И не только благодаря своему архитектурному ансамблю в стиле московского барокко и своей почти трехвековой исторической ценности.

Они заиграли всеми красками, талантами живописцев, мастеров мирового значения изысканных жанров творчества, благодаря амплуа, которое было избрано для их новой жизни в качестве выставочных залов удивительных коллекций. Прежде всего – отсутствием каких-либо географических границ. «Палаты Строгановых» – стали площадкой для демонстрации творчества художников разных стран и направлений. Это, пожалуй, единственное место в крае, где можно увидеть вместе вернисажи немецких, словацких, российских талантливых мастеров современного искусства.

Елена КОНОСОВА