Спрос на хлеб, мыло, спички и тому подобные изделия был и будет всегда… Сегодня на эти товары дефицита нет, тем не менее, пекарни, как и в былые времена, остаются важным делом, если к нему подходить с умом: стабильность обязательно подкреплять последовательностью. Что планомерно в течение более двух десятков лет делал и делает директор ООО «ОрелХлеб» Владимир ГАЙВОРОН. Сегодня предприятие имеет несколько торговых точек в Орлинском сельском поселении и Усолье, а также продает свою продукцию в березниковских магазинах и торговой сети «Магнит».
В народе говорят: Хлеб всему голова
Производительность пекарни ООО «ОрелХлеб» позволяет выдавать четыре тысячи штук хлебобулочных изделий в сутки: сюда включается хлеб, мелкоштучные изделия и булочки. Последнее, кстати, наиболее трудоемкое изделие. Каждому пекарю приходится над ним потрудиться, чтобы сделать его привлекательным и аппетитным.
Поэтому сегодня, зайдя в усольский магазинчик с вывеской «Орлинский хлеб» на остановке в центре города, у покупателей глаза разбегаются от неожиданно расширившегося ассортимента. Вместо обычных буханок серого, белого и их подовых аналогов да нарезных батонов, здесь появились самые разнообразные «плюшки-ватрушки» и даже диковинные штучки, о которых мы доселе и знать не знали!
Особой популярностью, например, стал пользоваться ржаной багет «Тоскано», упакованный в стильный бумажный пакет на европейский манер. Наконец-то и до Усольского района дошла цивилизация! Не зря же, многие покупатели, заходя в магазин, прежде всего интересуются: «А серый батон есть?»
Владимир ГАЙВОРОН: Кстати, в нашем регионе багеты «Тоскано» со специальной ржаной закваской никто больше не выпекает. Мы в этом деле пионеры. Первыми стали использовать и бумажную упаковку. Она, конечно, гигиенична, но не продлевает срок реализации. Если в полиэтиленовой упаковке он возрастает, например, по белому хлебу до 72 часов, то в бумажной остается постоянным – не более суток.
Тем не менее, ни от чего современного, привлекающего взгляд и вкус покупателя, директор не отказывается. Он часто бывает на выставках в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, узнавая много нового, понимая, что руководитель всегда должен думать о дальнейшем развитии и расширении видов продукции своего предприятия.
Откуда новые рецепты?
По заверению директора, от покупателей. Они приходят в магазин и просто спрашивают: «Почему у вас этого нет или этого?» А «ОрелХлеб» и живет для того, чтобы созидать: будет спрос, предприятие будет пытаться удовлетворить запросы покупателей.
Владимир ГАЙВОРОН: Сами мы рецептов не придумываем, очень плотно работаем с технологами-новаторами. Лично я посещаю различные мастер-классы, которые проводятся в Перми со специалистами-хлебопеками из разных регионов России. В жизни же придерживаюсь следующего принципа: «Делай то, что уже можешь делать». Иными словами, что ты умеешь делать, продолжай это делать. Бывают, конечно, и у нас случаи недоработки в качестве. Это, как правило, следствие того, что качество поступаемого сырья не всегда соответствует сведениям в его качественном удостоверении. Есть сырье, которое соответствует максимальной планке заявленного качества, а есть – минимальной. К сожалению, у нас пекарей-технологов с высшим и специальным образованием нет. Поэтому мы не всегда вовремя можем сориентироваться и при получении некачественной партии сырья происходят, на мой взгляд, непозволительные сбои. Ведь оборудование настроено только на качественное сырье. Мука, допустим, пришла с небольшими отклонениями от заявленного состава. Даже если где-то влажность повыше, то все… Ведь рецептура точно расписана на все ингредиенты теста: вода, мука, соль и т.д. Так что мы своих недочетов не скрываем. Бывает это редко, но бывает… За что приношу свои извинения покупателям. Однако мы ищем пути решения этих проблем.
Легко ли попасть в «сети»?
Сегодня продуктовый рынок в основном заняли сети «Пятерочка» и «Магнит», поэтому для орлинских хлебопеков последний год был очень тяжелым. «Пятерочка» заняла почти все магазины торговой сети «Ярмарка», которая прежде была основным покупателем орлинского хлеба как, впрочем, и «Сорока».
Владимир ГАЙВОРОН: Попасть в «Пятерочку» практически нереально. Ближний региональный менеджер этой сети, с которым можно работать, находится в Екатеринбурге. Четырежды мы отправляли туда свои коммерческие предложения, но они так и остались без ответа.
В торговую сеть «Магнит» мы вошли только в июле прошлого года: после девяти месяцев согласования. Но все-таки вошли. И продажи растут. Покупатели довольны. По крайне мере, так утверждают продавцы, которые отвечают за эту позицию в магазинах сети.
Впрочем, Владимир Анатольевич хоть и считает «Магнит» точкой высокого оборота товара, но в ней есть и свое весьма существенное «но». Это система автозаказа, в которой не человек делает заявку на количество изделий для продажи, а робот. В таком случае трудно предугадать будет ли хлеб полностью реализован? В этом плане с магазинами шаговой доступности работать легче: продавцы подробно изучают покупательский спрос, вплоть до дней недели и времени дня, тогда хлеб реализуется в полном объеме от полученных заявок. В этом случае он всегда свежий и вкусный.
Опора предприятия – люди, помощь властей и современное оборудование
Сегодня на предприятии трудятся 32 человека: пекари, водители, грузчики, наладчики оборудования, ИТР. Поэтому руководителю приходится думать не только о тех, для кого пекарня работает, но еще и о тех, кто в ней трудится. Чтобы работники были социально защищены, чтобы получали своевременно зарплату. Да… на сегодняшний день она не велика, зато выплачивается два раза в месяц, как положено по закону. Задержек по зарплате предприятие не имеет. Все налоги платит своевременно и в полном объеме.
Владимир ГАЙВОРОН: Коллектив хороший, кого-то одного выделить не могу. Стараюсь по очереди поощрять всех. Точно скажу, плохих работников нет, все трудолюбивые и ответственные. Коллектив предприятия – надежный тыл руководителя.
ООО «ОрелХлеб» работает без кредитов, пользуется лизингом – универсальным инвестиционным инструментом, позволяющим, не привлекая собственные ресурсы, получить в пользование необходимое новое оборудование и специализированный автотранспорт. И платежи здесь меньше, чем при кредите. А движимое имущество общества составляют семь специальных автофургонов, предназначенных именно для перевозки хлеба.
Владимир ГАЙВОРОН: Последней нашей покупкой был специализированный автомобиль Газель Next, который мы приобрели, участвуя в государственной программе, помогающей погасить часть долга по лизингу за счет средств районного, краевого и федерального бюджетов. Отмечу, что последние два года прошли в тесном сотрудничестве с администрацией района в лице экономического отдела и главы Усольского района Валерия Чистякова, с приходом которого местному предпринимательству стали уделять гораздо больше внимания. А вот с Орлинской администрацией, конкретно с Сергеем Петровичем Юшковым, мы всегда очень плотно работаем, благодаря чему все вопросы в пределах его компетенции решаются без проблем.
Ну и мы, в свою очередь, оказываем посильную помощь: поддерживаем и финансируем районные детские программы. Активно приняли участие в организации празднования Великого Дня Победы. Перед новым годом выделили деньги на подарки детишкам, которые не посещают детские сады. Главное, чтобы все, что делается, шло на благо людей и общества.
Не печь, а чудо!
Более пяти лет в пекарне работает шведская печь современной технологии, высокой производительности. Это дорогостоящее и очень надежное оборудование. В ее памяти содержится до 300 рецептов выпечки. Пекари выбирают нужный режим, как операторы, и запускают агрегат одним нажатием кнопки. В программу не вмешиваются, для этого на производстве есть специалист-электронщик – главный энергетик Гани Газизович Аскаров. Он – главное достояние орлинских хлебопеков: и ремонтирует, и программирует… В общем, досконально знает ее характер, усмирить который ему помогают помощники, наладчики, обслуживающие печь.
Владимир ГАЙВОРОН: Чего греха таить, в свое время мы много настрадались от энергетиков, отключавших свет без предупреждения. Оборудование-то у нас работает круглосуточно. А вот сейчас наше производство стало практически автономным. Имеем свой водозабор и электрогенератор мощностью 130 кВт. Теперь при аварийном отключении света дизель заводится автоматически: напряжение пропадает не более, чем на 10-15 секунд. На рабочий процесс это не влияет.
P.S. А все начиналось с маленькой пекарни в Пешково в 1993 году. В 2009-м – начали строительство новой пекарни. Но стратегический ум руководителя уже тогда знал, чем все это продолжится и будет продолжаться… Владимир Гайворон достигает цели планомерно, шаг за шагом… В этом и заключается его формула стабильности.
Ольга КОНОВАЛОВА