Война с Наполеоном оставила глубокий след в Российской истории. Русский народ защитил свою страну от иноземного нашествия. Н. Г. Чернышевский отмечал, что «Славные опасности 1812 года» пробудили русскую нацию к новой жизни.
Испокон веков на Руси укоренилась славная традиция – возводить храмы-памятники в честь воинских доблестных побед. Огненным эпохальным событием вошла Отечественная война 1812 года в историю Российского государства. Бурный, национальный подъем переживала Россия после окончания войны в 1814 году.
Русский триумф! Взлет культуры, победоносных идей ярко отразился и в архитектуре. Множество храмов, часовен и триумфальных арок было поставлено в России благодарными согражданами воинам, положившим за Отечество живот свой, дабы погибшие на бранном поле с древних времен почитались как павшие за веру мученики.
В России есть три удивительных по красоте храма Воинской славы, «три брата», которые расположены в разных географических точках: Казанский собор в Петербурге, Свято-Никольский храм в Усолье Пермском и храм Христа Спасителя в стольном граде Москве. Они прочно связаны незримыми нитями: историей создания, общей идеей – победы над Наполеоном, драматической и порой трагической судьбой. Им, как и людям, выпало на долю как благовейная любовь и почитание, так и общее разорение, забвение и даже физическое уничтожение (Храм Христа Спасителя). В судьбах этих храмов как в зеркале отразилась трагическая история России начала двадцатого века, когда «красное колесо» сметало все на своем пути.
К счастью, время самый строгий и мудрый судья и оно внесло свои справедливые коррективы не только в людские судьбы, но и в судьбы этих храмов-памятников, посвященных войне 1812 года. Мы все вышли из этой войны и Великая победа 1945 года глубокими корнями уходит в ту Победу над Наполеоном!
Обратимся к истории.
Казанский собор – пантеон русской воинской славы!
Вспомним, что строительство Казанского собора было завершено в 1811 году, тем не менее, он стал первым памятником Оте-чественной войны 1812 года в России. Казанский собор явился вершиной творчества А. Н. Воронихина. После того, как 600-тысячная армия Наполеона перешла границу России летом 1812 года в Казанском соборе состоялась торжественная служба по случаю отъезда в действующую армию нового главнокомандующего, фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. По воспоминаниям очевидцев, в тот день собор «наполнился многолюдным стечением народа, который в путь шествующего провожал, в слезах радости и восторга». А светлейший князь М. И. Кутузов усердно молился в Казанском соборе перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери за спасение России.
25 декабря 1812 года, в праздник Рождества Христова, в Казанском соборе перед Чудотворной иконой отслужили первый благодарственный молебен «за избавление России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков».
От прибывших в Петербург с поля военных действий кавалергардов, Казанский собор принял первые 27 трофейных знамен, отвоеванных у французов. Вскоре Казанскому собору было суждено стать пантеоном русской воинской славы и усыпальницей величайшего российского полководца М. И. Кутузова.
16 апреля 1813 года, в день Всенародной печали, во время заграничного похода в небольшом прусском городке Бунцлау скончался Михаил Илларионович Кутузов. 9 июня в Петербург прибыла колесница с гробом, где по словам современника: «Народ еще у Нарвской заставы выпряг лошадей и вез траурную колесницу вплоть до Казанского собора. У всех невольно катились слезы». Гроб установили в соборе на пышном высоком катафалке, сооруженном по проекту А. Н. Воронихина. Два дня петербуржцы нескончаемой рекой шли прощаться с прахом Кутузова. Его похоронили в гранитном склепе с чугунной оградкой, изготовленной также по проекту Воронихина. Оформление могилы великого полководца – это последнее, что сделано гениальным зодчим в Казанском соборе. В соборе у могилы Кутузова были размещены многие трофеи войны с наполеоновской Францией: 107 французских знамен и штандартов, ключи от восьми крепостей и 17 городов, взятых русскими войсками, а также жезл маршала Даву. В 1837 году, к 25-й годовщине начала Отечественной войны 1812 года, на Казанской площади были установлены памятники фельдмаршалам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли скульптора Б. И. Орловского. Впоследствии каждый год 25 декабря, День Победы над Наполеоном отмечался особым благодарственным молебном. С 1858 года Казанский собор становится «царским храмом». В Казанском соборе венчали всех членов царской семьи. Торжественно праздновались «царские дни».
После Октябрьского переворота в 1917 году началось разорение Казанского собора.
В 1922 году по декрету ВЦИК были изъяты почти все предметы художественного убранства собора и дорогой церковной утвари из драгоценных металлов. С чудотворной иконы Казанской Божией Матери была совлечена риза, был уничтожен главный иконостас. Церковнослужители – репрессированы. 26 декабря 1931 года по решению Ленобисполкома Казанский собор был закрыт и передан в ведение Академии наук для размещения в нем Музея истории религии и атеизма.
Днем возрождения храма, воздвигнутого в честь Заступницы Руси Казанской Пресвятой Богородицы, можно считать 4 ноября 1990 года. В этот день после 60-летнего перерыва на солее Казанского собора была совершена Божественная Литургия в честь праздника Казанской иконы Божией Матери. За литургией присутствовало множество молящихся, заполнивших все свободное пространство собора. И только в 2000 году Казанский кафедральный собор был полностью освобожден от музейных экспозиций и передан верующим. Были созданы копии икон для иконостасов, оригиналы которых в основном находятся в фондах Русского музея. Сегодня в Казанском кафедральном соборе богослужения по Церковному Уставу совершаются круглый год.
Храм Христа Спасителя – «Не нам, не нам, но имени Твоему»
25 декабря 1812 года, в день Рождества Христова, Российским императором Александром I был подписан Манифест, в котором давался обет построить храм в благодарность Богу за спасение Отечества в войне с Наполеоном. Так началась история строительства Победного храма в Москве. Он был возведен в память о подвиге русского народа и в Отечественной воне 1812 года на левом берегу Москвы-реки, в районе современной Пречистенской набережной 1837-1883 годах. По проекту Константина Тона (любимого ученика А. Н. Воронихина). В 1832 году проект был высочайше утвержден императором Николаем I. Сам государь выбрал место для будущего строительства: живописный холм в районе древнего Чертолья, где с 1547 года находился Алексеевский женский монастырь. Храм должен был быть построен в русском византийском стиле – крестообразное строение с большим центральным куполом, опирающимся на четыре столба, и колокольнями-куполами по сторонам. Отсюда храм был виден из любого уголка Москвы и его величие подчеркивало красоту города. Строительство длилось 44 года и не прекращалось даже в нелегкие для России годы. Храм Христа Спасителя был призван поражать своей грандиозностью и величием, богатством внешнего и внутреннего убранства. В художественном оформлении храма участвовали: К. П. Брюллов, В. В. Верещагин, И. Н. Крамской, Г. И. Семирадский, В. И. Суриков, А. В. Логановский, Н. А. Ромазанов и др. Неизгладимо было впечатление от его интерьера – Константин Тон был блестящим мастером, напоенных светом композиций.
В мае 1883 года, в день Вознесения Господня, Храм Христа Спасителя был освящен, и с тех пор он стал символом Величия Москвы. И одним из символов Российской империи. Однако, спустя 48 лет, в 1931 году по личному распоряжению И. Сталина он был варварски взорван. На этом месте планировалось возвести гигантский Дворец Советов высотой 416 метров, увенчанный колоссальной статуей Ленина. Дворец так и не был построен, вместо него в 1958 году появился открытый бассейн «Москва». Мрамором из храма были выложены некоторые станции метро, а отдельные фрагменты его оформления были помещены в московские музеи.
В 1994 году по инициативе мэра Москвы Ю. М. Лужкова было принято постановление московского Правительства о воссоздании храма. 7 января в День Рождества Христова, 1995 года состоялась торжественная закладка первого камня. А 23 апреля 1995 года на Пасху было проведено первое Патриаршее Богослужение. Главная достопримечательность воссозданного храма – часовня-иконостас из белого мрамора с позолоченным шатром. В восстановлении храма Христа Спасителя участвовали лучшие специалисты своего дела: архитекторы, строители, живописцы, скульпторы, ювелиры, мастера колокольного искусства. Вновь возведенный храм Христа Спасителя – храм-памятник, храм-триумф! Сегодня для миллионов россиян храм стал символом возрождения христианской России. Отсюда на всю нашу необъятную страну, транслируются праздничные патриаршие службы.
Свято-Никольский храм – памятник воинской доблести и чести
В 1813 году в Прикамском селе Новое Усолье в Пермском имении барона Григория Александровича Строганова «Иждивением его на месте погибшей в пожаре в 1809 году церкви Покрова Богородицы с пределом Святого Николая была заложена новая – «Во Славу Всемогущего Триипостасного Бога, в честь Угодника его святителя Николая Чудотворца и воспоминание Свыше ниспосланного Церкви и державе Российской избавления от нашествия галлов и с ними два десяти язык».
19 декабря Святая Русская православная церковь празднует память Святителя Николая Чудотворца. Великий угодник Божий и Чудотворец – один из наиболее почитаемых на Руси святых. В каждом русском городе, во множестве сел построены Никольские храмы.
Каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца в селе Новое Усолье является одним из ярких памятников эпохи классицизма. Этот храм был заложен в 1813 году и освящен в 1820 году в память о Великой Победе над Наполеоном, о чем сохранилась надпись на бронзовой доске, установленной в алтаре. Храм был построен усердием и иждивением барона Григория Александровича Строганова. И явился своеобразным родовым пантеоном, связанным с памятью о доблестных героях войны 1812 года – Павле Александровиче и его сыне Александре Строгановых. Павел Александрович был одним из лучших боевых и талантливых генералов русской армии, дошедшей до Парижа. Солдаты и офицеры безгранично любили своего командира за личное мужество, проявленное им в битвах, за личностные человеческие качества. Вспомним, со времен славного полководца А. В. Суворова в русской армии было заведено, что отцы-генералы на поле брани не раз ходили в атаку со своими сыновьями. Был в действующей армии единственный и горячо любимый сын Павла Александровича – 18-летний подпоручик главного штаба Александр Строганов. Юный граф был весь в отца, отличался мужеством не по летам.
23 февраля под Краоном состоялось сражение, которым руководил сам Наполеон. В этом кровопролитнейшем сражении французская армия превосходила русскую троекратно. Отряды русских были под командованием генерал-лейтенантов Строганова и Воронцова. Во время этого свирепого боя, находящемуся в отряде князя Васильчикова Александру Строганову ядром противника снесло голову. Сын был убит почти на глазах отца. В рапорте генерала-барона Сакена М. Б. Барклаю-де-Толли от 27 февраля 1814 года о количестве жертв сказано: «Юноша храбрый и милый граф Строганов тут же жизнь свою положил, и многие другие офицеры». В скорбном стихотворении писатель С. Н. Глинка замечал: «Во дни сии средь грозных боев пал юный Строганов!.. Он пал, в глазах отца, в рядах героев!.. Расцвел, блеснул, погас, увял…» Эта трагедия потрясла всю Россию, в том числе и юного Пушкина. Позднее, часто вспоминавший об этом трагическом дне, в одной из черновых строф шестой главы «Евгения Онегина», не вошедших в окончательный текст романа, он в стихах напишет:
«О страх! О горькое мгновенье!
О, Строганов, когда твой сын
Упал, сражен, и ты одни,
Забыл ты славу и сраженье
И предал славе ты чужой
Успех, ободренный тобой».
Павел Александрович Строганов не смог пережить эту страшную потерю. Спустя три года, в 1817 году его не стало. Создание Свято-Никольской церкви в своей вотчине было осознанным делом барона Г. А. Строганова, дабы увековечить память всех героев войны 1812 года, положивших жизнь свою на алтарь Победы.
Церковь построена по проекту А. Н. Воронихина в стиле классицизма. В плане представляет собой крестово-купольный храм с дорическими четырехколонными портиками по сторонам горизонта, кроме восточной стороны, где портик заменен пиллястрами. Широкий купол и портики придают зданию мощь, монументальность и величие. Богатое убранство фасада, взметнувшийся в небо шпиль колокольни, напоминавший башню Петербургского Адмиралтейства, объемность купола, «малиновый» колокольный звон, бой курантов. На крыше Никольской церкви были установлены орудия, из которых по большим праздникам салютовали. Все это в целом воспринималось как ликующий гимн Победе! Церковь стояла на насыпном холме. Весной, в половодье, впечатления торжественности усиливалось, так как церковь оставалась на острове. И ее величавое отражение в воде эмоционально дополняло зрительное впечатление. Липовые аллеи по периметру ограды предавали ощущение умиротворения и праздничности. Заметим, что последние годы жизни Воронихин посвятил созданию памятников войны 1812 года, и работая над проектом храма Христа Спасителя, одновременно зодчий создает проект другого храма Ново-Никольского. Многие исследователи также отмечали некую общность в обликах Казанского собора и Никольской церкови. История храма довольно полно освещена в публикациях местной прессы: заслуженным работником культуры РФ, искусствоведом Л. Ф. Коржавкиной, ученым А. С. Терехиным, профессором В. В. Косточкиным, В. А. Седеговым, искусствоведом В. А. Цыпуштановым, О. А. Петуховым и другими. Никольская церковь была особо любима и почитаема в Усолье. Вокруг ее были захоронения выдающихся людей того времени, в том числе историка рода Строгановых Ф. А. Волегова. Остались воспоминания о внешней красоте и внутреннем убранстве храма, сделанные путешественниками, побывавшими в Новом Усолье. Но после трагических октябрьских событий 1917 года в разгар воинствующих безбожников Никольский храм разделил участь «своих столичных братьев». В 1932 году церковь была закрыта. Историю закрытия подробно описал краевед-художник В. А. Седегов со слов И. Ф. Коновалова (газета «Красное знамя»). После закрытия здание использовали под клуб склад, бомбоубежище, а потом и вовсе бросили на волю стихий и поругание вандалов. Храм в полуразрушенном состоянии находился более 50 лет. Без колокольни, без шпиля, но даже такой, на фоне камского ландшафта он был величествинен. Все эти годы духовного бесчинства молчаливым упреком храм обращался к людям. Дабы спасти красоту, свет веры и надежды для будущих поколений, возрождение храма к жизни взяла в свои руки настоятельница Спасо-Преображенского монастыря матушка Ариадна. Долгие 15 лет медленно и мучительно восставал храм из руин. Вопрос о сохранении и продолжении реставрации всего ансамбля Никольского храма и по сей день актуален!.. И требует неотложного решения!.. Нужно еще много потрудиться всем нам, чтобы Российская Святыня воскресла во всем былом великолепии. Мы все в мир приходим для того, чтобы вспомнить свой долг. А долг наш – свято хранить все то, что сделано для нас предками, и в свою очередь передать будущим поколениям это святое место и уже полностью возрожденный храм Николая Чудотворца, в котором вознося молитвы Господу наши потомки с благодарностью будут вспоминать великое прошлое и верить в удивительное будущее.
Галина СИЛАНТЬЕВА