Юрий МАЛЬЦЕВ: «Остро стоят проблемы с транспортной доступностью в отдаленные населенные пункты Усольского района»

29 мая 2015 года по приказу генерального прокурора Российской Федерации к обязанностям прокурора Усольского района приступил советник юстиции Юрий Владимирович Мальцев. Об итогах и планах на 2016 год мы узнали из первых уст.

– Юрий Владимирович, в районе Вы человек новый. Что больше всего удивило за время работы в Усольском районе?

– Удивить меня, наверное, чем-либо уже трудно. Специфика прокурорского надзора не изменилась, нарушения закона, которые выявляются при проверках, типичны для всех территорий края. Может быть, не совсем обычно само расположение района, а, вернее, расположение в центре района совершенного другого муниципального образования – г. Березники.

– Удалось ли почувствовать специфику района? В чем, на Ваш взгляд, она заключается?

– Основной спецификой района, думаю, как раз и является расположение в непосредственной близости к центру Усолья и ряду близлежащих населенных пунктов Орлу и Пыскору, такого крупного города как Березники. Отсюда и специфика района. С одной стороны есть положительные моменты, с другой есть и отрицательные, такие как отсутствие высококвалифицированных специалистов в области медицины. Врачи, имеющие соответствующую подготовку и квалификацию, подыскивают себе работу и трудоустраиваются в Березниках. Отсутствие крупного производства, а, соответственно, и достаточного количества рабочих мест. Негативно сказывается и состояние криминогенной обстановки. Как следует из анализа, значительную часть преступлений совершают на территории Усольского района жители Березников.

– Какие проблемы в районе, на Ваш взгляд, стоят особенно остро?

– Исходя из анализа обращений граждан, мониторинга СМИ, личного общения с жителями, руководством района, считаю, что особенно остро стоят проблемы с транспортной доступностью в отдаленные населенные пункты района. Это связано, в первую очередь, с неудовлетворительным состоянием дорог. Также достаточно проблемным направлением является ветхое состояние жилого фонда, особенно в Усолье.

– Охарактеризуйте криминогенную обстановку в районе. Способна ли прокуратура влиять на состояние преступности?

– Надзор за исполнением законов о противодействии преступности, в том числе о ее пре-дупреждении, является одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры. Поэтому прокуратурой района уделяется достаточное внимание этому направлению надзора. В ежедневном режиме осуществляется взаимодействие и обмен информацией с правоохранительными органами по актуальным проблемам борьбы с преступностью и профилактики правонарушений, проводится анализ и оценка эффективности проводимой работы. Вопросы борьбы с преступностью обсуждаются на координационных и межведомственных совещаниях в прокуратуре района. При выявлении нарушений закона на стадии рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях, на стадии расследования уголовных дел прокуратура принимает меры реагирования, направленные на устранение выявленных нарушений закона.

В целом, криминогенная обстановка остается на достаточно стабильном уровне. В 2015 году в районе произошло незначительное увеличение количества зарегистрированных преступлений – на 1,4%, зарегистрировано 284 преступления. В 2014 году этот показатель составлял 280 преступлений, когда в среднем по Пермскому краю рост преступлений в 2015 году составил 12,2%. За прошедшие 4 месяца 2016 года на территории района зарегистрировано 80 преступлений, в аналогичном периоде 2015 года – 82 преступления, то есть наблюдается незначительное снижение количества зарегистрированных преступлений.

– Юрий Владимирович, можете привести конкретные примеры восстановления прав граждан в результате прокурорского вмешательства? Приходилось ли в прошедшем году отстаивать трудовые права граждан?

– В 2015 году путем направления исков в суд защищены жилищные права 4 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья по договорам социального найма. В результате вмешательства прокуратуры района в 2015 году были защищены социальные права 7 детей из категории малообеспеченных семей.

В прошлом году мерами прокурорского реагирования удалось разрешить проблему с водоснабжением и водоотведением в поселке Николаев Посад, жители которого были ограничены в праве пользования существующими сетями водоснабжения и водоотведения.

За 2015 год прокуратурой района при осуществлении надзора в сфере трудового законодательства выявлено 39 нарушений (в 2014 г. – 19). В связи с выявленными нарушениями принесено 3 протеста, предъявлен 1 иск в суд, должностным лицам внесено 13 представлений, возбуждено 2 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Все акты прокурорского реагирования рассмотрены и удовлетворены, по результатам их рассмотрения 2 должностных лица привлечены к административной ответственности, 12 должностных лиц понесли дисциплинарную ответственность. В результате прокурорского вмешательства удалось погасить задолженность по заработной плате перед работниками МКП «Пыскорское», МКП «Березовское», МУП «Комтранссервис» на общую сумму более 200 т.р.

– Есть ли такая сфера, которой прокуроры в 2016 году уделяли особое внимание?

– Практически всем направлениям прокурорского надзора нами уделяется большое внимание. Это защита трудовых прав граждан, защита жилищных, социальных прав граждан, защита прав субъектов предпринимательской деятельности, противодействие коррупции и многие другие направления прокурорского надзора. Особое внимание уделяется защите прав несовершеннолетних – это категория людей, наиболее подверженная негативному воздействию ввиду физической и умственной незрелости, и нуждается в специальной охране и заботе. Поэтому в целях решения задач по защите прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи особое внимание уделяется прокурорскому надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, в том числе надзору за исполнением законов, регулирующих проблемы молодежи, а это и образование, трудовая занятость, законность деятельности детских и молодежных общественных объединений, субъектов профилактики и другие направления.

– Не менее актуальной в прошлом году была тема борьбы с коррупцией. Известно, что прокуратура принимает в этой деятельности самое непосредственное участие. В чем состоит специфика коррупционных преступлений в Усольском районе?

– Вопросы противодействия коррупции касаются практически всех направлений прокурорского надзора. Органы прокуратуры проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц с целью выявления коррупциогенных факторов. При осуществлении прокурорского надзора уделяется внимание деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих, урегулированию конфликта интересов, а также работе подразделений кадровых служб территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений.

Прокуратура при проведении проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе ориентирована на выявление коррупционных проявлений со стороны должностных лиц. В ходе данных проверок выявляются нарушения законодательства о муниципальной собственности, бюджетного законодательства, законодательства в сфере размещения заказов, которые заключаются в первую очередь в различных злоупотреблениях властными полномочиями, совершаемые должностными лицами. По результатам прокурорских проверок правоохранительными органами в отношении должностных лиц возбуждаются уголовные дела. Так, в 2014 и 2015 годах осуждены к реальным срокам лишения свободы за совершение должностных преступлений (получение взятки, нарушение процедур размещения заказов для муниципальных нужд) руководители органов местного самоуправления района.

– В 90-е годы прошлого столетия немалое распространение получило такое негативное коррупционное явление, как зарплата в конверте. Это удар по бюджету. Удается ли Вам выявлять подобное и в наши дни?

– Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на своевременное и полное вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

Вопросы неофициальной выплаты заработной платы, так называемого «конвертного» вознаграждения за труд или «серой» заработной платы, вполне актуальны и в наши дни.

В результате выплаты «серой» зарплаты нарушается не только трудовое законодательство, но и ущемляются социальные права работников. Проблемными становятся вопросы их дальнейшего пенсионного обеспечения. Работающие, достигая пенсионного возраста, получают минимальную трудовую пенсию, что обрекает их на крайне низкий уровень жизни в старости. Кроме того, «серая» зарплата влияет на не поступление значительных денежных сумм в бюджет. Минимизируется или полностью отсутствует уплата налоговых платежей, в частности налога на доходы физических лиц, единого социального налога, взносов в пенсионный фонд на обязательное страхование от несчастных случаев. Основной задачей прокурорского надзора в этой сфере является вывод неофициальной заработной платы в легальное русло путем организации и проведения проверок и принятии соответствующих мер прокурорского реагирования.

В целях координации действий контрольно-надзорных и правоохранительных органов, направленных на выявление и пресечение правонарушений в данной сфере, в прокуратуре создана межведомственная рабочая группа, к работе которой привлекаются руководители правоохранительных и контролирующих органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.

Прокуратурой района осуществляется мониторинг складывающейся ситуации на предприятиях района, в которых заработная плата выплачивается ниже прожиточного уровня, а также отслеживается перечень организаций-страхователей, начисляющих заработную плату работникам, но не уплативших страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, что может косвенно свидетельствовать о выплате неофициальной заработной платы. Однако в 2015 году и текущем периоде 2016 года таких нарушений выявлено не было.

К сожалению, данное нарушение латентно, то есть скрыто и его трудно выявить. В первую очередь, многое зависит от самих граждан, которые получают «серую» зарплату, либо располагают такими сведениями, от их активной гражданской позиции. Только во взаимодействии с гражданами мы можем эффективно бороться с этим негативным явлением. Поэтому рекомендую жителям района сведения об известных им фактах выплаты «серых» зарплат направлять в инспекцию труда в Пермском крае, в прокуратуру района.

– Прокуратура осуществляет надзор за следствием. Ряд уголовных дел остаются нераскрытыми. В чем причина?

– В 2015 году органами предварительного расследования в связи с не установлением лиц, совершивших преступления, приостановлено расследование по 82 уголовным делам. В 2014 году было приостановлено расследование по 91 уголовному делу. В 2015 году раскрываемость преступлений составила 68,9% (в 2014 году – 67,4%), в среднем по краю этот показатель 56,7%. Основная категория уголовных дел, расследование по которым приостанавливается в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, это кражи. Согласно Уголовному кодексу России, кража – это тайное хищение чужого имущества, то есть данное преступление изначально совершается тайно, и сведения о лицах его совершивших отсутствуют. Основными причинами, способствующими совершению преступлений данной категории, является безответственное отношение собственников имущества, не обеспечивающих надлежащую охрану. Это, в первую очередь, касается организаций, руководители которых экономят на мероприятиях по охране, а иной раз просто безответственно бросают технику и иное ценное имущество без присмотра. А как гласит народная пословица: «скупой платит дважды». Достаточное количество краж совершается из частных домовладений, в основном – это домовладения, принадлежащие так называемым «дачникам», либо строящиеся объекты, сохранность имущества в которых не обеспечена их владельцами. Прокуратурой района уделяется достаточное внимание законности при расследовании уголовных дел указанной категории. И в течение 2015 и 1 квартале 2016 года эффективность прокурорского надзора значительно возросла. Так, в 2015 году, прокуратурой района выявлено и отменено 18 (в 2014 году – 8) незаконных решений о приостановлении предварительного расследования по уголовным делам, находящимся в производстве органов следствия и дознания. В 1 квартале 2016 года таких нарушений уже выявлено 18. Основными причинами отмен являются неполнота проведенных следственных действий следователями и дознавателями. В связи с выявленными нарушениями в адрес руководства МО МВД РФ «Березниковский» и Главного следственного управления ГУ МВД РФ по Пермскому краю в 2015 и в текущем периоде 2016 года неоднократно вносились представления с требованием об устранении нарушений закона и привлечении виновных лиц к ответственности. Надеюсь, что в результате принятых мер прокурорского реагирования, качество ведомственного контроля за ходом расследования уголовных дел, а, соответственно, и качество следствия повысится.

– Есть ли подвижки в устранении нарушений в системе ЖКХ? Имеются ли громкие дела по преступлениям в сфере ЖКХ?

– За 2015 года и истекший период 2016 года фактов совершения преступных деяний на территории Усольского района в сфере жилищно-коммунального хозяйства не выявлено, уголовные дела в данной сфере не возбуждались. Между тем в ходе прокурорских проверок нарушений в сфере ЖКХ выявляется достаточно. Как в 2015 году, так и в 2016 году нарушения выявлены при содержании управляющими компаниями жилищного фонда. Например, в зимний период не осуществлялась своевременная уборка снега с крыш домов (нарушения выявлялись в деятельности ООО УК «Усольский берег» и ООО «ЖПЭТ»); при содержании улично-дорожной сети органами местного самоуправления городского и сельских поселений; при благоустройстве территорий. Неоднократно выявлялись факты несвоевременной уборки мусора; при водоснабжении и водоотведении населенных пунктов и другие нарушения.

Прокуратурой района осуществляется постоянный мониторинг ситуации в рассматриваемой сфере, для проверок привлекаются контрольно-надзорные органы. При выявлении нарушений принимаются исчерпывающие меры прокурорского реагирования.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства прокуратурой района за 2015 года выявлено 9 нарушений, за 4 месяца 2016 года таких нарушений выявлено уже 26. В связи с выявленными нарушениями внесено 14 представлений об устранении нарушений законов. Нарушения устранены, ряд представлений находится на рассмотрении. В связи с выявленными нарушениями к ответственности привлечено 11 должностных лиц.

– Что уже удалось сделать за это время, что еще предстоит сделать? Удалось ли избежать ошибок?

– Сделано многое, предстоит сделать еще больше. Что касается ошибок, то куда без них: не допускает ошибок только тот, кто не работает. Конечно, нужно избегать ошибок, лучше учиться на ошибках других, чем на своих. Самое главное нужно делать правильные выводы. В прокуратуре района еженедельно на оперативных совещаниях изучается информация, поступающая из прокуратуры края по различным вопросам прокурорской деятельности, обсуждаются вопросы участия прокуроров в рассмотрении дел судами, изучаются изменения законодательства, судебная практика, повышается квалификация прокурорских работников. Все это позволяет избегать ошибок.

– Как складываются взаимоотношения с властью, есть ли разногласия, сложности?

– Согласно Закону о прокуратуре, органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от органов власти, органов местного самоуправления. Считаю, что каждый государственный орган, орган местного самоуправления должен исполнять полномочия, предусмотренные законом. Задача прокуратуры – осуществлять надзор за исполнением законов органами власти, а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина указанными органами. Воздействие в какой-либо форме органов власти, органов местного самоуправления, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности недопустимо. Между тем, решение возложенных на прокуратуру задач без взаимодействия с органами власти невозможно.

Форм взаимодействия прокурора с органами власти множество. Это и участие прокурора в заседаниях представительных и исполнительных органов власти, в правотворческой деятельности органов местного самоуправления, проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, привлечение органов власти к работе межведомственных рабочих групп, созданных в прокуратуре района, обмен информацией и другие формы.

В целом, считаю, что в прокуратуре района налажен хороший контакт как с органами местного самоуправления, так и с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Пермского края, осуществляющих свои полномочия на территории Усольского района.

Что касается разногласий и сложности при взаимодействии с органами власти, то, конечно, без них не обходится. Если бы их не возникало, наоборот было бы удивительно. Все разногласия решаются в рабочем порядке, ведь требования прокурора основаны, в первую очередь, на нормах действующего законодательства. Ну, а когда не получается разрешить спор, мы используем такую форму прокурорского реагирования как обращение с заявлением в суд.

– Если сравнивать районы, в которых Вы работали, в чем плюсы и минусы работы в Усольском районе?

– Всю свою сознательную жизнь я работал в таком же сельском районе. Начинал свою трудовую деятельность в должности следователя МВД, затем работал следователем прокуратуры, помощником прокурора района, заместителем прокурора района. На должность прокурора района я назначен впервые. Работа в этой должности отличается ответственностью не только за возглавляемый коллектив, но и в целом за благополучную обстановку на поднадзорной территории. Искать какие-то положительные или отрицательные моменты в работе я не собираюсь. Где бы ты не работал, сотрудник прокуратуры должен добросовестно относиться к выполнению своих профессиональных обязанностей, стоять на защите интересов общества и государства, обязан защищать нарушенные права граждан.

– Как Вы оцениваете работу прокуратуры за тот период, что ее возглавляете?

– Считаю, что оценку работы прокуратуры района должно давать руководство прокуратуры Пермского края. По итогам работы за 2015 год все направления прокурорского надзора прокуратурой края оценены как удовлетворительные. 2015 год для прокуратуры Усольского района выдался нелегким. Практически весь год прокуратура работала в неполном составе – 3 прокурорских работника из 4-х по штату. В связи с этим увеличилась и нагрузка на работников прокуратуры. В течение года состав прокуратуры изменился на 75%, пришли другие сотрудники, которым потребовалось определенное время, чтобы изучить территорию района, поднадзорные объекты, оценить оперативную обстановку, складывающуюся как в целом в районе, так и по отдельным направлениям надзора. Несмотря на определенные трудности, коллективу прокуратуры в целом удалось справиться с поставленными задачами при осуществлении полномочий, возложенных Федеральным законом о прокуратуре Российской Федерации, и не только не допустить ухудшения оперативной обстановки в районе, но и практически по всем направлениям прокурорского надзора повысить эффективность работы.

По итогам работы за 2015 год нами выявлено больше нарушений законов, по которым внесено и больше актов прокурорского реагирования, чем в 2014 году. По итогам работы за истекший период 2016 года эта тенденция сохраняется. Важной для нас оценкой является и мнение жителей Усольского района о работе прокуратуры. Проведенный анализ работы с обращениями граждан показал, что в 2015 году 227 граждан обратились в прокуратуру района за восстановлением нарушенных прав, что на треть больше показателя 2014 года. За 4 месяца 2016 года в прокуратуру района поступило около 70 обращений, работниками прокуратуры лично принято 34 гражданина. Это свидетельствует о доверии людей к органам прокуратуры, а это не маловажный фактор.

Ольга ЮШКОВА