Леонид Плесовских: «Мои картины – добрые»

Есть такие люди, рядом с которыми тепло. Тепло излучают их глаза, улыбка, дела… От них веет таким спокойствием и мудростью, что находясь в их поле осязаемости, успокаиваешься и набираешься сил, как будто находишься под мачтами большого корабля.

Член  Союза художников России Леонид Ефимович Плесовских воспитал сотни и сотни детей. Научил их держать кисть, как истинный мастер указал путь своим ученикам.

Сейчас  Леонид Ефимович лежит в больнице на реабилитации после сложнейшей операции. Буквально за день до того, как лечь, пришел в Дом Брагина провести мастер-класс с сотрудниками музея «Палаты Строгановых» по использованию офортного станка. Открыл тайны святые святых художника – от замысла до воплощения живописного холста.

Человек, растворивший себя в детях, тридцать лет преподавал в Березниковском художественном училище, которое закрыли, потому как невыгодно, нерентабельно…

Он никому не говорил о своей боли. Сегодня почти все его выпускники молятся о его здоровье. А кто не умеет молиться, обращаются к своему сердцу и тоже просят:  «Живи, Фима, живи!»

А это наш с ним разговор. В перерывах между учебой, в зале, где на стенах висят его картины. Мастер признался, с вами рядом, словно и  болезнь,  среди своих духом….

О вечном

– Лен, смысл имеет только каждый новый день. Больше ничего не имеет смысл. Человек бьется над чем-то полжизни, а потом в один миг осознает, что в этом никакой ценности. Все наши планы по большому счету не имеют никакой ценности. Еду вчера по городу, сколько всяких магазинов, бутиков. Разве столько одежды переносить? Зачем человеку столько?

– Значит, смысл только в том, чтобы  жить?

– Смысл в том, чтобы просыпаться и радоваться, что Господь дал еще один день, когда можно заняться любимым делом. Общаться с дорогими людьми. Видеть их…

– И нет какой-то особой формулы счастья?

– …Думаешь, вот, она, истина, а там пустота. Кружила человека холостая мельница. Думаем, что это важно, а это, оказывается, тьфу. Главное, свое найти. То, чему отдать себя хочется и ради чего просыпаться. Закрывают перед тобой одну калитку, не бойся искать другую. И так можно всю жизнь, но главное не остановиться, найти.

– Заблудшие души не те, что постоянно ищут, а те, что успокоились, не найдя?

– …Даже в голову не приходило. Выходит, что так…

Родом из детства

У губахинского мальчишки в голове возникали образы. Посмотрит на облака, а рука уже словно рисует картину. Небо свою. И Леня свою. На земле, что увидит,  в движении крыла птичьего, в улыбке, что промелькнет… И  вот бы,  нарисовать…

Ленина мама Мария Михайловна,  пережившая голод военных лет, нищету, честная и всю жизнь свою верящая, что только благодаря тяжелому труду можно  стать счастливее, надеялась, вот вырастит Ленька, отслужит в армии и пойдет в угольную шахту, как все нормальные мужики. Тогда, может, и заживут Плесовских.

А Леня вернулся с армии и сказал: «Мама, я в художественное училище поступать буду».

Только ахнула Мария Михайловна, руками всплеснула и заплакала. «Да, разве мужицкое это дело!»

Но Леонид уже тогда знал, что идти надо своей дорогой. Без этого вряд ли можно постичь истину, зачем мы на этой земле? И для чего пришли…

Мама до самой смерти так и думала, что блажит  сын ее, Ленька… И приводила в пример одноклассника шахтера.

А Леонид создавал свои шедевры, не взирая на время и не озираясь на вкусы.

«Живописцы, окуните ваши кисти…»

Сколько картин написал Леонид Ефимович, он не знает. Но каждую помнит. Так же как помнит своих учеников.

– Не обидно, не все стали художниками?

– Это не было главным. По сути задача училища не сделать художника, а показать ребенку, что есть изобразительное искусство, дизайн, графика. Если кто-то выберет это своим ремеслом, то хорошо. Первые шаги он уже сделал.

– А есть мечта? То, что еще не написано, не создано? Замысел?

– Так это всегда есть. Я как чукча, что вижу, то и пою. Замысел дело такое… В мыслях долго зреет, а потом вылиться в дня три может. Водит тебя, водит годами. Так как у меня было с серией «Страсти по Христу». Сколько лет рождалась, а написал за неделю.

– Как выбирали работы для выставки?

– Не я выбирал. Стас Хоробрых и сын мой Денис. Я сказал, берите все и смотрите, что выберете, то и покажите людям.

– С каким настроем нужно приходить смотреть Ваши картины?

– С хорошим, оптимистичным. И уйти с выставки с таким же. Добрые они – мои картины…

Елена АНФИМОВА