Святой евангелист Лука был родом из Антиохии Сирийской и с юных лет посвятил себя науке. Изучив вполне иудейский закон, он научился также искусству врачевания и познакомился с греческой философией. Он прекрасно знал греческий и египетский языки, а также был хорошим иконописцем.
Из Антиохии Лука пришел в Иерусалим в то самое время, когда Господь наш Иисус Христос сеял там семена Божественного Своего Учения. Лука сподобился увидеть и услышать Спасителя. Семя Евангельского Учения пало на сердце Луки, по выражению евангельской притчи, как на добрую землю и, прозябши, принесло плод сторичный. Услыхав Учение Христа, Лука почерпнул оттуда несравненно большую премудрость, чем в греческих и египетских школах, потому что он познал из него истинного Бога, научился веровать в Него и других наставлял вере Христовой. Святой евангелист Лука принадлежал к числу семидесяти апостолов, избранных Самим Господом для благовествования Христова. Принадлежа к лику апостолов, святой Лука ходил пред Лицом Господа, уготовляя своей проповедью путь Ему и уверяя людей, что пришел в мир давно ожидаемый Мессия. Во время спасительных страданий Господа Лука был верен Ему и скорбел душой о Господе своем, принявшем вольное страдание. По Воскресении Своем Господь наш Иисус Христос даровал святому Луке за эти сердечные слезы неописанную радость, о чем он сам рассказывает в Евангелии, не называя себя по имени.
В самый день Воскресения Христова святой Лука с другим апостолом Христовым, святым Клеопой, шли в селение Эммаус, находившееся от Иерусалима верстах в одиннадцати. Дорогой они с душевной тоской говорили о страданиях и крестной смерти возлюбленного Учителя и Господа своего. В это время приблизился к ним Сам воскресший Иисус и пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Господь спросил идущих, о чем они рассуждают и отчего так печальны. Лука с Клеопой в ответ рассказали о страданиях и смерти Христа. «А мы надеялись было, – продолжали они, – что Он есть Тот, который должен избавить израиля, но со всем тем уже третий день, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и пришедши сказывали, что они видели явление ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели». Тогда Господь сказал им в ответ: «О несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою!» И, начав от Моисея, из всех пророков, изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании. Идя и беседуя с Господом Иисусом, Лука из собственных уст Его почерпнул глубину неизреченной премудрости и, как добрый ученик Христов, научился из этой божественной беседы тайнам Божиим и тем впоследствии обратил многие народы в веру Христову. Но в то время Лука еще не узнал своего Господа в лице Божественного Спутника.
При входе в Эммаус Христос показывал вид, что хочет идти далее. Но Лука и Клеопа удерживали Его остаться с ними. И когда Господь, будучи с ними за вечерней трапезой, взяв хлеб, благословил, переломил и подал им, тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Тут святой Лука воскликнул: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание». И, встав в тот же час, Лука и Клеопа возвратились в Иерусалим и рассказали одиннадцати апостолам о явлении им на пути воскресшего Господа. Во время этого рассказа в горнице, где собрались апостолы, явился Сам Христос и преподал собравшимся мир и наставление.
По вознесении Христа на небо святой Лука, приняв с прочими апостолами Святого Духа, нисшедшего в огненных языках, находился, вероятно, среди прочих апостолов Христовых. Когда же настало гонение на христиан, и святые апостолы, кроме некоторых, оставили Иерусалим, чтобы проповедовать святое Евангелие в других странах. Тогда была основана Антиохийская Церковь. Святой Лука отправился из Иерусалима на свою родину, в Антиохию. По дороге туда он проходил с проповедью город Севастию, где находились нетленные мощи святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Уходя из Севастии, святой Лука хотел было взять их с собой на родину, но местные христиане, усердно почитая Крестителя Господня, не позволили святому Луке взять его святые мощи. Тогда святой Лука взял от них только правую руку, под которую некогда преклонил главу свою Христос, приемля крещение от Иоанна. С этим бесценным сокровищем святой Лука прибыл на свою родину к великой радости христиан.
В Антиохии святой Лука вступил в число сотрудников святого апостола Павла и сделался участником в трудах и страданиях его при благовествовании Слова Божия. Со святым Павлом проповедовал имя Христово не только иудеям, но и язычникам и был в Риме. Святой апостол Павел очень любил Луку и в своих посланиях называл его своим братом, возлюбленным врачом. И святой Лука всем сердцем любил его и почитал как своего учителя и отца. Один из всех учеников первоверховного апостола, он был с ним во время предсмертного заключения его в темнице.
После страдальческой кончины святого первоверховного апостола Павла святой Лука проповедовал слово Божие в Италии, Далматии, Галлии и Греции. Около 84 года по Рождеству Христову Лука, достигший уже глубокой старости, принявший в продолжение своей жизни многие страдания за имя Христово, посетил Ливию, прошел ее всю и прибыл в верхний Египет. Здесь он умножил паству Христову, обращая язычников ко святой вере. Возвратясь из Египта, святой Лука проповедовал святое Евангелие в Фивах, устроил там церкви и принял в этом городе мученический венец от идолопоклонников. За неимением креста его пригвоздили к оливковому дереву. Так окончил жизнь свою святой апостол и евангелист Лука, имея более восьмидесяти лет от рождения.
Память святого апостола и евангелиста Луки празднуется 18 октября, а день перенесения святых мощей его 22 апреля.
Святой апостол Лука носит имя евангелиста потому, что им написано по вдохновению от Духа Святого Евангелие, заключающее в себе все подробности земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Написал его святой Лука около 60 г. по Рождестве Христовом, желая, чтобы люди не забыли деяний Христа Спасителя на земле, которого он пламенно любил всем сердцем своим. Он передал нам в Евангелии не только виденное и слышанное им самим, но и то, что видели и слышали другие, раньше его последовавшие за Христом, о чем и говорит святой Лука в Евангелии: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как предали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне по тщательном исследовании всего сначала по порядку описать…»
Евангелист Лука изображается на иконах с тельцом, так как он больше писал о Христе, как о жертве за грехи народа. Святой Лука написал также книгу Деяний святых апостолов, в которой подробно изобразил сошествие Святого Духа на апостолов, их деяния и чудеса, распространение Евангелия среди неверующих через проповедь апостольскую и устройство первоначальной Церкви Христовой на земле, в особенности же подробно описал жизнь и деяния святого апостола Павла, любимым учеником и ближайшим сотрудником которого он был.
Предание говорит, что святой евангелист Лука написал первую в мире икону, именно образ младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и что после того он писал еще две иконы Пресвятой Богородицы и, желая узнать, угодно ли это Богоматери, принес Ей те иконы. Богородица, увидев образ Свой, изрекла пречистыми устами: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с этими иконами». Святой евангелист Лука, говорит то же предание, написал на досках и образы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Таким образом со святого апостола и евангелиста Луки началось иконописание в мире. В половине XII в. одна из икон Божией Матери, приписываемых святому апостолу Луке, была привезена из Константинополя, где она прежде хранилась, в Киев к великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Отсюда она вскоре была перевезена во Владимир, а в 1395 г., при нашествии Тамерлана, торжественно перенесена в Москву 26 августа, после чего Тамерлан оставил свое намерение овладеть Москвой и ушел из России. Чудотворная Владимирская икона Богоматери была поставлена в Москве в Успенском соборе, где находится и теперь. В Петербурге также находится чудотворная икона Богоматери, писанная, по преданию, святым евангелистом Лукой. Святыня эта принесена была в 1799 году 12 октября из Мальты в Гатчину рыцарями ордена святого Иоанна императору Павлу.