О работе краевых депутатов, о роли народных избранников в решении насущных вопросов, о бюджетных вопросах и обращениях граждан мы разговариваем с депутатом Законодательного Собрания Пермского края Константином БЕЛОГЛАЗОВЫМ.
– Константин Владиславович, традиционный вопрос, какие важные решения были приняты на прошедшем заседании Законодательного Собрания?
– Пожалуй, из самых значимых – это внесение изменений в краевой бюджет. Муниципалитетам дополнительно выделено 150 млн рублей на реализацию программ по поддержке и развитию объектов коммунальной и социальной инфраструктуры. Предусмотрены субсидии воздушных международных рейсов в Европу, в частности, рейсов в Прагу. На 150 млн рублей увеличено финансирование программы «Молодая семья». Таким образом, почти 700 семей смогут дополнительно улучшить свои жилищные условия.
Запланировали значительные расходы на развитие спорта. Решили ежегодно выделять по 20 млн рублей баскетбольному клубу «ПАРМА». Эти средства должны помочь клубу выйти в плей-офф Единой лиги ВТБ, а также пойдут на открытие третьей детско-юношеской спортивной школы. В список объектов капитального строительства внесли санно-бобслейную трассу в Чусовом. Там необходима масштабная реконструкция стоимостью 2,8 млрд рублей. Чиновники нас заверили, что после подготовки проектно-сметной документации будут добиваться софинансирования из федерального бюджета. Также в планах строительство ледовой арены в Перми и общежития для спортсменов.
– На прошедшей недавно «прямой линии» Президент России Владимир Путин обозначил три основные проблемы россиян – низкие доходы, вывоз мусора и вопросы здравоохранения. В Березниках люди обращаются к Вам с такими же вопросами?
– Да, это наболевшие вопросы и для березниковцев. Но у нас есть свои особенности. По медицине ситуация стала гораздо лучше, чем два года назад и число обращений заметно сократилось. Вопрос по доходам больше касается бюджетников – врачей и учителей. Есть средние цифры по этим категориям, которые должны выполняться в соответствии с майскими Указами Президента. Но это, как средняя температура по больнице, – есть люди с более высоким доходом, но есть и люди, которые реально получают меньше этой суммы. Например, медсестра, работающая на одну ставку, может получить около 15 тысяч рублей, а молодой учитель, только пришедший в школу, – порядка 10-12 тысяч. Это очень щепетильная тема. Есть базовые вещи, с которыми все согласятся – врач должен получать больше медсестры, а учитель-стажист больше молодого специалиста. Весь вопрос в том, какова должна быть разница в системе оплаты в зависимости от множества критериев – стажа, категории, количества отработанных часов, доплат за дополнительную работу. Сейчас вместе с другими депутатами ведем диалог с профсоюзами Верхнекамья по поводу оплаты труда педагогов. Есть позиция учителей, и есть позиция Министерства образования. Надо соблюсти правильный баланс.
– А по мусорной реформе, что можете сказать?
– Ко мне обращались люди, не согласные с тем, что плата за вывоз мусора берется с квадратных метров. Мы эти вопросы прорабатывали совместно с краевым правительством. У края достаточно простая и обоснованная позиция – раньше плата за вывоз мусора рассчитывалась в составе платы за обслуживание жилья, исходя из квадратных метров, и лучше эту систему не менять. Большинство регионов перешли на оплату вывоза мусора с человека, но, например, в Самаре, Калуге, Иркутске, Московской и Ленинградской областях также применяется схема оплаты с квадратных метров. Причем, отмечу, что у нас в крае, по сравнению с ними, очень низкий тариф – 2 рубля 95 копеек против 4,54 рубля в Самаре, почти 5 рублей в Калуге и больше 6 рублей в Подмосковье или Ленинградской области.
– То есть, Вы согласны с тем, что рассчитывать плату нужно именно так?
– Я этого не сказал. Вопрос этот достаточно сложный, а времени прошло очень мало. Пока невозможно сказать, какой метод расчета лучше. Сейчас больше учитываются интересы больших семей – если в семье проживает больше 3-4 человек, то в этом случае они платят меньше, чем, если бы плата бралась с каждого прописанного. Но при этом больше страдают одинокие пенсионеры. Возможно, надо внести для них определенные льготы, например, в зависимости от возраста или поставить ограничительную планку, выше которой бы они не платили. Что касается самой системы, то, например, в Тюмени перешли с расчета платы «с метров» на «человека». Возможно, и мы также придем к этому. Но для этого нужно проработать хотя бы год и провести анализ плюсов и минусов сложившейся системы.
– А в целом многие ли вопросы, с которыми к Вам обращаются люди, удается решить?
– Во многом все зависит от того, как именно сформулировано обращение. Я бы разделил все вопросы на два основных типа: сделайте нам что-то и помогите нам это сделать. Между ними принципиальная разница. В первом случае люди просят, а иногда даже требуют что-то лично для себя, невзирая на мнение окружающих. Простой пример – поставьте нам во дворе детскую площадку. При этом платить деньги за ее содержание они не хотят, а ходить на площадку в соседнем дворе им, якобы, далеко. Но настойчиво требуют и грозятся в случае отказа жаловаться чуть ли не Президенту. Есть и другой пример – люди просят помочь правильно составить документы для участия в проекте, где по программе софинансирования можно поставить детскую площадку. Я сейчас говорю про программу инициативного бюджетирования. То есть, люди сами готовят проект, собирают часть средств, а конкурсная комиссия отбирает лучшие проекты по краю и на них выделяется финансирование. Кстати, на последнем заседании мы как раз дополнительно выделили на эту программу 20 млн рублей. Я хочу сказать, что вопросы, в решении которых жители сами готовы принять участие, решаются гораздо быстрее.
– Но депутаты же должны помогать всем обратившимся…
– Надо понимать, что всем помочь невозможно, недовольные будут всегда. Например, если спросить жителей, какую из двух дорог ремонтировать, у каждого варианта будут свои сторонники и противники. Поэтому задача власти, учитывая мнение людей, принимать решения с максимальной пользой для каждого из нас.