Построить новый дом на месте старого – дело весьма хлопотное. Однако есть одно правило, позволяющее освободить себя в будущем от возможных проблем при регистрации права собственности на новый дом и уплате имущественного налога.
Первая возможная проблема заключается в том, что реестр недвижимости не может содержать сведения о двух разных домах, стоящих на одном и том же месте, а, значит, в регистрации права на вновь построенный объект будет отказано до тех пор, пока старый не будет снят с кадастрового учета. Вторая проблема заключается в том, что пока в реестре недвижимости имеются сведения о каком-либо объекте, он облагается имущественным налогом, даже если фактически уже не существует. Начисление налога прекратится только тогда, когда в Федеральную налоговую службу поступят сведения о снятии объекта с кадастрового учета.
Для решения обеих проблем достаточно вовремя сообщить в Росреестр о том, что старого дома больше нет – снесен, сгорел, уничтожен и т.д. Далеко не всегда собственники недвижимости соблюдают это правило, кто-то не знает о нем, а кто-то просто не хочет тратить на это свое время, не подозревая о том, что таким образом он его, наоборот, экономит.
Согласно законодательству, снимая разрушенный объект недвижимости с кадастрового учета, собственнику необходимо выполнить сегодня лишь два действия.
1. Первое – выбор кадастрового инженера, который подготовит специальный акт обследования, где зафиксирует факт уничтожения старой постройки и подтвердит это своей личной электронной подписью. Вопреки распространенному мнению кадастровый инженер не является сотрудником Кадастровой палаты, чаще всего он действует от лица юридического лица, реже как индивидуальный предприниматель. Изучить историю и качество работы того или иного инженера поможет специальный сервис на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/site/) – Реестр кадастровых инженеров.
2. Следующий шаг – это подача в регистрационный орган подготовленного акта вместе с заявлением о снятии объекта недвижимости с кадастрового учета. Заявление может подать сам собственник объекта, владелец земельного участка, на котором был расположен объект, а также законный представитель, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности. Представителем может стать даже кадастровый инженер, который готовил все документы. При этом если речь идет об уничтоженном помещении, то с заявлением о снятии с учета вправе обратиться собственник всего здания или сооружения, в котором расположено помещение.
Подать заявление возможно несколькими разными способами, и каждый сам выбирает для себя наиболее удобный.
1. С помощью официального сайта Росреестра (https://rosreestr.ru/site/). Важным условием будет являться наличие личной электронной подписи того, кто подает заявления. Электронную подпись выдают специализированные удостоверяющие центры, например, удостоверяющий центр Федеральной кадастровой палаты (www.uc.kadastr.ru).
2. В любом из офисов многофункционального центра (МФЦ). О режиме работы офисов МФЦ можно узнать, позвонив по телефону специалистов «горячей линии» МФЦ: 8-800-555-05-53.