В последнее время часто слышу от своих родственников и знакомых рассказы о том, что им звонили из Сбербанка России с номера 900 и просили назвать код, перевести деньги с одного счета на другой и т.д.
В результате переговоров, если человек выполнял данные инструкции, то с его счетов пропадали немалые суммы…
Людей, обманутых злоумышленниками по телефону, очень много. При этом процент, что полиция найдет преступника – невелик. С техническим прорывом выросли и возможности преступника действовать на расстоянии и анонимно. Ведь мошенник на другом конце телефона может находиться в любом городе нашей страны, в местах лишения свободы и даже за границей. Главное, если вы стали жертвой банковского мошенничества, то нужно незамедлительно обратиться в полицию, тогда и шансы найти похитителя увеличатся в разы.
Мошенники уже научились подделывать номера «горячих линий» кредитных организаций и все чаще маскируют свой номер под официальные номера банков. Звонят с номера банка и просят предоставить конфиденциальные данные. Что делать? Разбираемся, как не попасться на уловки мошенников.
Для начала проверьте, точно ли это сотрудник банка. Спросите его ФИО, название подразделения и скажите, что перезвоните позже. Обязательно прервите звонок и положите трубку. Даже если у вас на телефоне высветился знакомый номер банка, ни в коем случае не делайте на него обратный звонок. Перезвоните по официальному номеру «горячей линии» банка (который есть на сайте или на обратной стороне банковской карты) и попросите соединить с тем сотрудником, который вам звонил. Наберите номер банка вручную.
Точно также следует поступить, если вы получили СМС-сообщение, письмо на электронную почту или любое другое уведомление от имени банка.
Алексей МОНОЧКОВ, управляющий Отделением Пермь Уральского ГУ Банка России: К сожалению, выявляется все больше случаев телефонного мошенничества со звонками, якобы, из коммерческих банков, все больше людей теряют свои деньги. Мошенники используют специальное программное обеспечение и цифровую телефонию, которые помогают скрыть настоящий номер звонящего, при этом на телефоне человека отражается официальный номер банка. Обычно преступник обращается к собеседнику по имени и отчеству, может назвать фамилию и даже номер и срок действия карты. Эти сведения мошенники, как правило, получают заранее из открытых источников, например, из социальных сетей, и с помощью фишинга. Даже если информация звучит очень правдоподобно, лучше перестраховаться и позвонить в банк самому, чтобы общаться точно с его сотрудником, а не с преступником.
Чаще всего мошенники звонят поздно вечером, ночью или ранним утром в выходные дни, когда человек спит и не может быстро сориентироваться. Преступник представляется сотрудником банка и сообщает о подозрительной операции, которая требует немедленных действий со стороны клиента. Мошенники хорошо знакомы с психологией: говорят быстро и уверенно, используют профессиональные термины, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу оживленного колл-центра. Все это помогает им втереться в доверие к клиенту банка и сделать так, что он потеряет бдительность.
При этом они требуют немедленного ответа, торопят и запугивают клиента, давят на его эмоции и уверяют, что случится что-то непоправимое. Эти действия являются явным признаком мошенничества.
Например, мошенники говорят, что по карте проводится подозрительный платеж на крупную сумму и чтобы его остановить, нужно срочно сообщить данные карты, ПИН-код или одноразовый пароль из СМС-сообщения. Если человек колеблется или отказывается их назвать, ему угрожают, что деньги с его карты прямо сейчас уйдут к мошенникам.
Если преступникам удается узнать нужную им информацию, они получают доступ к счету и снимают с него все деньги.
Банк России обращает внимание: в Пермском крае, как и по всей стране, участились случаи телефонного мошенничества.