Последняя, седьмая седмица, или неделя Великого Поста – Страстная, Святая, Великая – включает шесть дней; она начинается в понедельник и завершается в субботу, предшествующую пасхальному воскресенью. Все дни на Страстной седмице называются Великими. А вся неделя – Страстной: неделя, когда Христос был предан, осужден, возведен на Голгофу, распят и воскрес.
Находится Страстная седмица между двумя значимыми христианскими праздниками: Вербным воскресеньем и Пасхой, но сама она при этом наполнена скорбью и грустью и является самой строгой неделей поста. Горечь от конца земной жизни Спасителя столь велика, что в эти дни церковь не совершает торжественных крещения и венчания.
Великая седмица призвана провести человека по пути Христову. Это воспоминания о великом подвиге Иисуса Христа, о Его прощении человечества вопреки всему и последующем Его вознесении. Именно в Страстную седмицу происходит последняя стадия духовного очищения и преображения.
Иногда Страстную седмицу отделяют от Великого поста, поскольку она следует за 40 днями, называемыми иначе – Четыредесятница (пост самого Спасителя). Но по церковным канонам Великий пост обязательно включает в себя и ее, и Страстную седмицу, которая является напоминанием о страданиях Христа.
На Страстной неделе православные соблюдают самый строгий пост и уделяют посещению храмов и молитве больше времени, чем во все дни Великого поста. Это время подготовки к Пасхе.
Вот краткое описание каждого дня Страстной седмицы.
В Великий понедельник Церковь вспоминает проклятие Господом бесплодного дерева – смоковницы. Миряне зачастую не понимают и даже осуждают это деяние Христово: слишком уж непривычны разрушительные действия милостивого Бога. Но в этом поступке запрятан глубокий смысл: Бог не только милосерден, но и справедлив. Смоковница была покрыта листьями, которые появляются у нее позже плодов. Так и человек, созревший для благодетели, но не совершающий благих дел, не кающийся искренне перед Господом, уподобляется бесплодному, бесполезному дереву. Некоторые богословы толкуют уничтожение смоковницы как уничтожение первородного греха Адама и Евы.
Также в этот день вспоминается Иосиф – ветхозаветный праведник, послуживший прообразом мук Христовых, которого так же, как и Спасителя, преданного за 30 сребреников, завистливые братья продали в Египет за 20 сребреников, сказав отцу, что его растерзали дикие звери. Как и Иисус, Иосиф в итоге возвышается, только не на небесах, а на земле, при дворе фараона, становясь значимым человеком в Египте.
Во вторник Страстной недели верующие вспоминают, как Христос учил в Иерусалимском храме и народ почитал Его за пророка, а первосвященники и старейшины хотели напасть на Него, но не решались. Это один из последних дней, в которые Иисус общался с народом и учениками. Также в этот день вспоминается, как Иисус сорвал маску показного благочестия с фарисеев.
Великая среда – день предания Иисуса на страдания и смерть. В этот день особо вспоминается одно евангельское событие: когда совет первосвященников и книжников уже решил взять Христа хитростью и убить Его в селении Вифания в доме Симона прокаженного, где остановился в ночь на среду Иисус.
В среду проходят воспоминания о двух великих грешниках. Первая – кающаяся женщина, возлившая драгоценное масло – миро на главу Христа, омывшая Его ноги слезами, и вытершая их после своими волосами, приготовив таким образом Спасителя к последующему погребению. Второй грешник – Иуда Искариот, верный апостол Спасителя, у которого здесь же в душе родилось преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя, и который легко продал Его за 30 серебряных монет. Грешница искала путь Господень, а Иуда от него удалялся, а потому ей вечная слава за раскаянье, а апостолу-предателю – вечный позор. Поэтому в церковной службе в среду Страстной седмицы прославляется «грешница» и осуждается сребролюбие и предательство Иуды. В этот день на вечерней службе все верующие стараются исповедаться.
Особенно важными считаются последние три дня перед Пасхой – Великие четверг, пятница и суббота. В каждый из них на службах читаются отрывки из Евангелия, повествующие о страданиях Христа, совершаются особые обряды и молитвы. Храмы в эти дни бывают переполнены прихожанами.
В четверг верующие вспоминают о Тайной Вечери и о том, как Иисус Христос установил таинство святого причащения Тела и Крови Христовых – евхаристии (от греческого «благодарение»), необходимое для верующих для воссоединения с Господом.
На последней своей трапезе Иисус омыл ноги своих учеников в знак смирения и наказал им друг с другом поступать также. Этот обряд нашел отклик и в современном богослужении: католическая церковь проводит ритуал омовения ног служителям. В Православии этот обряд введен патриархом Кириллом в 2006 году.
В Великий, или, как называют у нас, Чистый четверг происходит полная уборка дома, купание. После этого не положено убираться до Воскресенья. Начинается подготовка к Пасхе: выпекаются куличи, красят яйца.
Великая пятница – самый скорбный день церковного года, потому что именно в пятницу Иисус был распят и умер на Кресте, искупая человеческие грехи. В этот день вспоминаются страдания Христовы, Его распятие и погребение. В Страстную пятницу полагается скорбеть вместе с Христом, потому строжайше запрещены все развлечения, вплоть до чтения художественной литературы. По дому также нежелательно проводить какую-либо работу. Церковные колокола в пятницу Страстной седмицы не звонят.
В субботу традиционно вспоминается погребение Иисуса Христа и последующее Его сошествие в чертоги ада.
Согласно учению Церкви, тело Христа «пребывало во гробе», но душою Спаситель сошел в ад и вызволил из него заключенных праведников, несших на себе тяжесть первородного греха, а также Адама и Еву.
После утреннего богослужения в субботу верующие освящают куличи, пасху и яйца. А вечером собираются в храмах на торжественное богослужение, чтобы встретить Воскресение Христово, которое отмечается в этом году 8 апреля.
Поскольку Великая суббота Страстной седмицы озарена благостями победы над злом, милостью и всепрощением, в этот день люди снимают с себя траурные пятничные одежды и оканчивают приготовления к Пасхе. Важно управиться со всеми делами до вечера, чтобы успеть на ночную службу, посвященную Воскресению Христову.
Страстная седмица оканчивается субботой, за ней следует главный христианский праздник – Светлая Пасха. Хотя все ограничения поста в воскресенье снимаются, не рекомендуется наедаться в Пасху: выход из Великого поста должен быть постепенным.
По возможности пост в Страстную седмицу Великого поста соблюдают особенно строгий. В эту неделю строжайше запрещены любые увеселения и развлечения. Верующим людям, которые по каким–либо причинам не могут пройти пост в полной строгости, например, по состоянию здоровья, следует попросить позволения и благословения у священника.
Даже, если не получится пройти пост в полной строгости, сама попытка его соблюдать уже поощряется церковью: так развивается важнейшая христианская добродетель – смирение. Помните, что пост – это не просто пищевое ограничение. Это борьба с пороками и страстями, постижение духовного единения с Господом. Потому в первую очередь необходимо ограничить не пищу, а ход пагубных мыслей.