С «пионерами растительности», по-простому лишайниками, я познакомился на районном конкурсе исследовательских работ учащихся. Там же узнал, что состояние окружающей среды оказывает существенное влияние на развитие этих растений и по ним можно судить о степени загрязненности воздуха! Лишайники живут там, где не могут поселиться другие растения – на голой почве, камнях, стенах и даже на стекле!
19-й по счету конкурс, который вызвал у меня большой интерес, состоялся 6 марта в Доме детского творчества. Чтобы презентовать свои исследования, в Усолье со всех школ района съехались учащиеся с 5 по 11 классы.
Выяснял, какие виды лишайников произрастают на территории Пыскора, и оценивал состояние атмосферного воздуха по их видовому составу победитель естественно-математической секции, ученик 7 класса пыскорской СОШ Алексей Змеев. Алексей представил жюри серьезную исследовательскую работу с таблицами, диаграммами, фотографиями, заключением и выводом под солидным названием «Лихеноиндикация».
Так вот, оказывается лишайники, это группа организмов, в теле которых сочетаются два компонента – водоросль и гриб. Многочисленными исследованиями доказано, что они проявляют особую чувствительность к загрязнению атмосферного воздуха и поэтому широко используются в мониторинге загрязнения атмосферы. Алексей выявил в окрестностях родного Пыскора 13 видов лишайников, среди которых наиболее многочислен род с красивым названием «Кладония». Во время исследований Алексей убедился, что лишайники требовательны к чистоте воздуха, не выносят дыма, копоти и особенно сернистых газов. А их обилие говорит о том, что мы живем в экологически чистом месте.
Алексей ЗМЕЕВ: В ходе над своей работой узнал, какое видовое разнообразие лишайников произрастает на территории Пыскора и убедился, что в моем родном селе довольно чистый воздух. Тема этих сложных организмов меня заинтересовала на уроках. Узнав, что с их помощью можно определить состояние атмосферного воздуха, я решил провести исследования в родном селе. Сегодня я с удовольствием представил работу и ее выводы на конкурсе исследовательских работ и с интересом слушал других конкурсантов.
Самой яркой в «Социально-гуманитарной» секции стала работа Варвары Орловой, ученицы школы № 20 из п. Железнодорожный. Варя рассказала о способах экономии семейного бюджета в своей работе «Семейный бюджет: математика на страже семьи». Базируясь на высказывании немецкого писателя и поэта Ауэрбаха Бертольда – «Нажить много денег – храбрость; сохранить – мудрость, а умело расходовать – искусство», юный исследователь выявляла способы экономии семейного бюджета. В ходе исследовательской работы семиклассница пришла к выводу: для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна составлять свой бюджет, тщательно продумывать покупки и делать сбережения для достижения целей. Например, только разумный математический подход к формированию потребностей позволит отказаться от покупки не столь обходимой в данный момент, а при формировании потребностей – необходимо исходить из доходов семьи.
А меня, как зрителя, поразил тот факт, что способность человека управлять своими финансами зависит от того, имел ли он такой опыт в детстве и приучали ли родители его самостоятельно пользоваться деньгами. Поэтому не ленитесь и не забывайте объяснять своим детям и внукам с раннего возраста – откуда берутся деньги, как их зарабатывают и для чего они нужны.
Артем Бушмакин, пятиклассник школы № 20, победивший в секции «Краеведение» исследовал историю появления материнских наград в работе «Нет почетнее звания Матери». Артем, изучая материалы школьного музея, встречаясь с жителями поселка и проводя опросы учащихся, сделал вывод о том, что односельчане бережно хранят память о своих матерях и бабушках, которые имели награды за воспитание детей. В процессе своего труда краевед составил список женщин, имевших пять и более детей, попытался узнать имели ли они награды материнства. В итоге мальчишка убедился, что поиски информации необходимо продолжать.
Стоит отметить, что работы Маврия Кочева – «Наши соседи, друзья и помощники», Антона Овсянникова – «Проблемы твердых бытовых отходов в селе Пыскор», Александры Агишевой – «Альбом солевара…», Анны Клыковой – «Письма из далека», Полины Соколовой – «Взрослым вход запрещен», Натальи Горожаниновой – «Ваш цвет – ваш характер» хотя и не стали победителями, но вошли в число лучших. Более того, из работ призеров присутствующие почерпнули много познавательной информации.
Лариса ЖУРАВЛЕВА, заместитель начальника РУО: Радует, что год от года к конкурсу присоединяются новые участники. А пытливый ум развивает не только науку, но и наше общество. В дальнейшем ребята найдут применение тем знаниям и бесценному опыту, который получили при написании исследовательских работ. Многие пойдут в профессиональные учебные заведения, и вот именно этот опыт, полученный в школе, им очень пригодится в дальнейшей научной и исследовательской деятельности.
Дмитрий КОРЯКИН