1 сентября, а вместе с ним и новый учебный год уже наступил. Впервые за школьные парты Усольского района сели 94 первоклассника, в 2017 году со школой простятся 24 выпускника 11-х классов. О будущем образования района и главных приоритетах 2016-2017 учебного года рассказал новый начальник районного управления образования Алексей Анатольевич ЕЛЬЦОВ.
– Расскажите о себе, представьтесь…
– Последние годы я работал помощником депутата Законодательного Собрания Пермского края Олега Ковалева. До этого работал директором школы в Березниках. Поэтому сфера образования мне близка, и считаю ее стратегически важной для района. И не только потому, что на образование районный бюджет тратит почти 50% средств. Образование остается центром, который развивает социум. Его можно сравнить с корнями, которые питают и одновременно удерживают древо района.
– Человек развиваясь, поднимается по лестнице вверх. Алексей Анатольевич, если мы возьмем общее образование в районе, какова первая ступень лестницы образования?
– Первыми ступеньками на «образовательной лестнице» – это будут наши дошкольные образовательные учреждения. А последними ступеньками в нашей районной «лестнице» – это школы.
Рождаемость в последние годы в Усольском районе составила в среднем 138 детей в год. Всего в районе 531 ребенок от 1 года до 7 лет. А дошкольные образовательные учреждения посещают лишь 439 детей, что составляет 80%.
– Что делается для повышения доступности районного образования для детей дошкольного возраста?
– Для обеспечения потребности родителей в устройстве детей в детский сад более раннего возраста администрацией Усольского района при финансовой помощи ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» 14 сентября будет введен в эксплуатацию детский сад «Радуга» в Усолье на 145 мест. Также подготовлено постановление администрации о бесплатном питании детей из семей, где среднедушевой доход ниже прожиточного минимума в 2 раза. А со стороны Земского собрания это решение было поддержано и выделены средства. Более 100 семей района попадут в эту программу. Мы рассчитываем, что в детсады придут дети, которые сидят дома.
– Важным показателем деятельности и качества, в первую очередь, является наличие квалифицированных кадров, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с современными требованиями. Как обстоят дела в нашем районе?
– Учитель – это ключевая фигура! От него зависит очень многое. Сегодня в муниципальной системе образования занято 187 педагогов. Высшее профессиональное образование имеют 95 человек (51%), среднее профессиональное – 58 (31%), высшее и среднее непрофессиональное – 24 (13%), среднее общее – 9 (5%). В настоящее время в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования обучается 7 человек (14%), но это далеко не все педагоги, которым необходима профессиональная подготовка. Нам, учителям, воспитателям, педагогам, надо расти и учиться, чтобы отвечать вызовам сегодняшнего дня.
– Есть ли в районе потребность в молодых специалистах?
– У нас низкие темпы притока молодых кадров в сферу образования. Всего 6 молодых специалистов на 15 образовательных учреждений района! В настоящее время у нас работает 14% педагогов – до 35 лет (в школах – 8%, в ДОУ – 27%, в учреждениях дополнительного образования – 14%). Средний возраст педагогического состава 48 лет – почти предпенсионный. И 62 педагога уже пенсионного возраста, а это 33%. Учителя, придя в школу, остались верны своей профессии, верны своему долгу. Большинство из них заинтересованы дать хорошие знания своим ученикам, и полностью посвящают себя любимой профессии. Но «организму» все равно необходима свежая, молодая кровь.
– Как работает в Усольском районе программа по привлечению молодых кадров?
– В районе разработана и проходит процедуру согласования программа поддержки и привлечения в район молодых специалистов. В ближайшей перспективе, в 2017 году, планируется строительство жилого дома в г. Усолье для работников социальной сферы.
– Большинство усольских детей уходят в березниковские школы и лицеи…
– На сегодняшний день нам сложно конкурировать с Березниками. Нужно искать и предлагать детям и их родителям что-то интересное и полезное, главное – современное. Поэтому инновационная деятельность – это не роскошь, а необходимость и для образовательного учреждения, и для педагога. В этом учебном году мы планируем направить усилия на создание условий для инженерного образования в районе.
– В чем смысл такого образования?
– Главная идея – это формирование у детей, молодежи современного мировоззрения, нового отношения к инженерии как сфере человеческой деятельности. Нужно начать воспитывать юных инженеров, юных аппаратчиков и т.п., чтобы они смелее себя чувствовали и поступали учиться в березниковские техникумы и вузы технической направленности. ООО «ЕвроХим – Усольский калийный комбинат» и другие промпредприятия могут стать заинтересованными партнерами в нашем деле. Ведь это им поможет преодолеть кадровый дефицит инженерно-технических специальностей. А родители выпускников будут уверены в будущем детей.
– Как посмотрят на эти внедрения педагоги?
– Если педагогам не будет интересно, то не получится эффективного движения вперед.
Результат возможен только в связке действий учителей и специалистов предприятий, мастеров производственного обучения учреждений среднего профессионального образования и преподавателей вузов. Образование – дело общее. Невозможно решать многочисленные проблемы изолированно, только силами образования. Мы все заинтересованы в благополучном будущем.
Ольга ЮШКОВА