Мастерица изразцов

Впервые за всю историю Усольского района керамист историко-архитектурного музея «Палаты Строгановых» удостоена почетного звания. Мастер изразечного искусства, уникального для современного Пермского края Зинаида Калина получила звание «Народный мастер Пермского края».

Если существует тандем человека и его профессионального предназначения – это как раз тот самый случай. Зинаида Егоровна и изразцы. Можно часами смотреть, как она их лепит, холит, обжигает и глянцует. Стоишь и облизываешься, как будто выпекается что-то вкусное и ароматное…

Летом этого года историко-архитектурный музей «Палаты Строгановых» выдвинул Зинаиду Егоровну Калину на присвоение почетного звания «Народный мастер Пермского края». На днях получили радостное известие – Зинаида Калина получила достойное ее таланта и труда звание.

В работе с тонкими рисунками и рельефами, рождающимися на глиняном полотне, необходимы не только мастерство художника, но и поразительная точность воспроизведения взятого с образца изображения. Каждая печь – своего рода произведение декоративно-прикладного искусства, сотканное из глянцевых изразцов умелыми руками человека.

Теперь в Палатах есть своя керамическая мастерская, заведует которой Зинаида Егоровна Калина. Рядом с ней трудится Наталья Гагарина. Она была ее ученицей до того, как они обе появились в Палатах. Обе выпускницы Кунгурского художественного колледжа.

Зинаида Егоровна – мастер изразечного искусства, уникального для современного Пермского края. Благодаря ей и ее коллегам, стала доступной не только красота, но и основы керамического мастерства Строгановской школы.

Особенность и исключительность изразцов в том, что воссозданы они по образцам и рецептуре 17 века. И один из секретных рецептов раскрыла Зинаида Егоровна.

Изразцы «Палат Строгановых» стали декоративным элементом ограды вокруг часовни Михаила Романова в Ныробе Пермского края.

Высоко оценила творчество мастеров Палат представительница рода Строгановых баронесса Элен де Людингаузен. Отметив, что Палаты, единственный в своем роде музей, который обладает таким великолепием. Ценность не только в наличии, но и в умении возрождать, ориентируясь на опыт зодчих прошлых веков.

А какие планы у мастера? Сейчас готовится к завершению четвертая печь, которая будет состоять из восьми сотен изразцов. На эту работу, полностью проделанную вручную, мастерам потребовалось полгода.

Премьера «печки» заявлена на Рождество. А сейчас мы от всей души поздравляем Зинаиду!

P.S. У Строгановых, говорят, было семь печей. К 2002 году, когда приступили к возрождению исторического здания, уже не оставалось ни одной.

Сейчас о том времени можно вспоминать как о сюжете для легенды. Но все это было явью. Два человека горели желанием вернуть печи на их законное место. Никакой мастерской не было еще и в помине. Палаты стояли без окон и дверей. Без крыльца это точно. Стас Хоробрых, молодой директор музея, и Виктор Александрович Цыпуштанов, искусствовед, глядя на уцелевшие изразцы (которые Виктор Александрович, откопав среди мусора и разрухи, сберег как зеницу ока) в четыре руки, припася глину и формы, в небольшой квартире искусствоведа приступили к их лепке. Так на третьем этаже однушки «брежневки» были сделаны первые шаги к возвращению графским Палатам былого внутреннего убранства.

Елена КОНОСОВА